Соответствующее поручение опубликовано на сайте Кремля.
Перечень поручений утвержден по итогам совещания по вопросам развития энергетики 29 апреля 2020 г.
Согласно документу, правительству РФ в срок до 15 июня 2020 г. поручено проработать вопросы и при необходимости принять решения, касающиеся тарифов Транснефти и РЖД на транспортировку нефти и нефтепродуктов на срок действия соглашения ОПЕК+.
12 мая 2020 г. глава Роснефти И. Сечин в ходе рабочей встречи попросил В. Путина обсудить вопрос приведения тарифов транспортных монополий в соответствие с текущими ценами на нефть.
В частности, И. Сечин сообщил, что текущая стоимость нефти сопоставима со стоимостью в 2008 г., тогда как тариф на транспортировку сырья в настоящее время выше в 2,5 раза.
Если в 2008 г. стоимость нефти в рублях составляла порядка 1100 руб., то сейчас - 1200 руб., но при этом тариф на прокачку раньше был 822 руб./т, а сегодня - 2100 руб.
В настоящее время 32% конечной стоимости нефти составляют расходы на транспорт.
В свою очередь пресс-секретарь Транснефти И. Демин 13 мая 2020 г. заявил, что доля расходов Роснефти на транспортировку нефти сейчас составляет 13,4% от ее стоимости, и есть тенденция к снижению этого показателя.
Кроме того, средний тариф на транспортировку нефти для Роснефти по системе магистральных нефтепроводов (МНП) сейчас составляет 1719,84 руб./т.
Минимальные цены на внутрироссийские и экспортные поставки нефти в течение 2020 г. не были ниже 6957 руб./т и 8925 руб./т соответственно.
В ответ представитель Роснефти заявил, что любой комментарий в отношении вопроса, по которому дано поручение президента, представляется излишним и некорректным.
Транснефть 18 мая 2020 г. также сообщила, что ее тарифы занижены и индексируются ниже инфляции.
Услуги по транспортировке нефти Транснефть оказывает услуги в среднем в 2,5 раза дешевле, чем иностранные компании.
При повышении своего тарифа до рыночного уровня компания могла бы направлять 50-75% чистой прибыли на дивиденды.
РЖД, со своей стороны, указывает на то, что текущую экономическую ситуацию с 2008 г. сравнивать нецелесообразно.
22 мая 2020 г. замгендиректора РЖД А. Шило отметил, что система железнодорожных тарифов изменилась с 2008 г., как и общая экономическая ситуация.
Если тарифы РЖД должны быть на уровне 2008 г., то тогда нужно подумать о том, что и другие макроэкономические условия тоже нужно привести в соответствие с ними.
В настоящее время есть снижение доли перевозок нефтяных грузов не в пользу РЖД, хотя компания дала ряд скидок для привлечения объемов на сеть и готова дальше увеличивать объемы перевозок, применяя гибкую ценовую политику.
С 1 мая 2020 г. в силу вступило новое соглашение стран ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, которое будет действовать в течение 2 лет.
Соглашение предусматривает 3-этапное сокращение объемов добычи нефти в течение 2 лет:
- на 9,7 млн барр./сутки в течение мая-июня 2020 г.,
- на 7,7 млн барр./сутки во 2м полугодии 2020 г.,
- на 5,8 млн барр./сутки с января 2021 г. до конца апреля 2022 г. с возможностью пересмотра в декабре 2021 г.
Россия и Саудовская Аравия для снятия противоречий взяли за точку отсчета 11 млн барр./сутки.
На 1м этапе реализации нового соглашения ОПЕК+ Россия и Саудовская Аравия должны будут добывать 8,5 млн барр./сутки, на 2м этапе - 8,99 млн барр./сутки и на 3м этапе - по 9,495 млн барр./сутки нефти.
Автор: Е. Алифирова