Свой прогноз И. Артемьев сделал в ответ на вопрос депутата Госдумы о будто бы значительном росте розничных цен за то время пока И. Артемьев руководил ФАС.
Тезисы И. Артемьева:
- как наши цены были в 2 раза ниже, чем в Европе, так они и остались, как они примерно соответствовали ценам в США, так они и остались. Заданная тенденция, которая была общемировой, она и сохранилась за эти 16 лет;
- в 2019 г. в России, когда был введен демпфер, рост цен на бензин был ниже инфляции;
- то же самое будет в обозримой перспективе, в ближайшие 10 лет.
Однако в 2018г. в России отмечался беспрецедентный рост цен на АЗС, который в несколько раз превысил и так достаточно высокую инфляцию в 4,3%.
Так рост цен на бензин АИ-95 за 2018 г. более чем в 2 раза превысил годовую инфляции и составил 9,4%, а рост дизтоплива более чем в 3 раза превысил инфляцию и составил 15%.
Чтобы избежать коллапса на внутреннем рынке нефтепродуктов, власти РФ сначала заключили соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо, а затем ввели демпфирующий механизм, который призван отказаться от ручного регулирования рынка и сдерживать рост цен.
Суть демпфера в том, что нефтекомпании получают компенсации недополученной прибыли при поставках топлива на внутренний рынок, если экспортные цены оказались выше условных внутренних.
В июле 2019 г. В. Путин подписал закон о корректировке демпфирующего механизма, который повысил размер такой компенсации во 2м полугодии 2019 г. с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива, а с 2020 г. - с 50% до 68% для бензина и до 65% для дизтоплива.
По оценкам Минфина, в 2019 г. нефтекомпании должны были получить компенсации из бюджета в размере 426,6 млрд руб.
Автор: Д. Савосин