Об этом заявил премьер-министр РФ Д. Медведев на заседании правкомиссии по импортозамещению 10 декабря 2019 г.
На заседании подвели итоги почти 5-летнего периода реализации политики импортозамещения в ключевых отраслях промышленности, сельском хозяйстве и экономике страны в целом.
Основные тезисы выступления Д. Медведева:
Официоз
- импортозамещение не только призвано обеспечить безопасность России – это ключевой инструмент развития производственной базы наиболее важных отраслей промышленности, в которых зависимость от импорта продукции, услуг, технологий весьма высока.
Затраты и темпы развития
- в течение 2015–2018 гг. на импортозамещение в промышленности было направлено более 1,6 трлн руб. – сумма огромная!
- это позволило запустить процессы импортозамещения в целом ряде отраслей;
- наиболее успешно растет пищевая, перерабатывающая промышленность, неплохо увеличились объемы нашей отечественной продукции в машиностроении, радиоэлектронной промышленности, лесной отрасли, стабильный рост также в химической промышленности;
- я назвал отрасли, в которых рост составил примерно от 10 до 30%. В других этот рост пониже, но он тоже есть;
- необходимо, чтобы темпы развития были выше и в других сферах;
- для этого мы запланировали в 2019-м и следующем годах финансирование проектов по импортозамещению в размере около 1,3 трлн руб.
- несколько примеров успешной работы по созданию новых материалов и продукции для ТЭК.
- материалы, которые применяются в строительстве дорог, автопроме, нефтегазовом секторе.
- успехи в строительстве новых заводов.
Отраслевые планы мероприятий
- в настоящее время действуют 23 отраслевых плана мероприятий по импортозамещению в приоритетных гражданских отраслях промышленности.
- многие из них рассчитаны на период до 2021 г., т.е. 2020 г. – последний.
- необходимо оценить их эффективность с учетом приоритетов, которые определены в национальных проектах и комплексном плане модернизации, в т.ч. по увеличению объемов экспортных поставок.
- в рамках действующих планов предусмотрено более 1,7 тыс. проектов по импортозамещению.
Они на разных уровнях исполнения, но более 2/3 –заработали.
Им будут оказывать поддержку и в дальнейшем – через субсидирование из бюджета и систему госзакупок.
Инвестиционные контракты
- это инструмент, который доказал свою эффективность.
- специальные инвестиционные контракты обеспечивают бизнесу стабильные условия работы.
- в 2019 г. механизм был доработан, приняты законы, которые позволяют внедрять новый вариант специнвестконтракта (СПИК 2.0).
Новый контракт гарантирует инвесторам особые условия для вложений в высокотехнологичные проекты, в т.ч.:
- исключает входной порог по минимальному объему инвестиций;
- позволяет вкладываться на долгие сроки (15–20 лет).
Закупка оборудования для ТЭК
Особый порядок импортозамещения действует в компаниях ТЭК.
В каждой из них существуют свои корпоративные планы, благодаря которым доля отечественной продукции в закупках в этой сфере выросла до 85–90%.
Есть предложения по корректировке ряда корпоративных планов с учетом отраслевой специфики, в т.ч. речь идет о создании перечня потребностей компаний в оборудовании и технологиях.
Все оборудование, которое планируется закупить, – произведено в России.
Это на самом деле один из важных итогов нашей с вами совместной работы.
Есть целый ряд отраслей промышленности, в которых применяют не просто новейшие технологии, но и такие виды оборудования, которые существуют в единственном экземпляре.
Их изготавливают на заказ, заранее просчитать смету бывает непросто.
При поставке даже стандартного оборудования может быть такая ситуация, когда его приходится адаптировать под конкретного заказчика.
В результате увеличиваются сроки, особенно если оборудование делают для госкомпаний, в отношении которых действуют нормы законодательства о госзакупках.
Что нужно сделать:
- нужно упростить порядок закупки нестандартизированного оборудования;
- нужно подготовить четкое и непротиворечивое регулирование данного вопроса, в то же время не создавая возможности для того, чтобы на такого рода нестандартизированное оборудование происходил неконтролируемый рост цен;
- необходимо утвердить положение о деятельности подкомиссии, которая занимается вопросами оборонно-промышленного комплекса, определив ее полномочия по закупке продукции в зарубежных странах.
Напомним, 1 год назад - в декабре 2019 г. - Минэнерго и Минпромторг анонсировали создание Центра компетенций импортозамещения и Аналитического центра развития цифровых, инновационных и импортозамещающих технологий в ТЭК.
Предполагается, что Центр, в т.ч., будет обеспечивать мониторинг разработки, производства, испытания и применения новейших разработок в сфере ТЭК.
Автор: А. Игнатьева