Тезисы министерства:
- в части оценки объема недоливаемого топлива и ущерба можно привести данные по результатом проверок в 2019 г. в Центральном федеральном округе;
- по данным проверок, согласно заключению экспертной организации, при измерении налива 10 л образцовым мерником при норме не более 25 мл фактически недолив составлял от 50 до 90 мл;
- при измерении налива 50 л при норме не более 125 мл фактически недолив составлял от 200 до 300 мл;
- проблема недолива является систематическим явлением;
- по данным общественного контроля, 2/3 АЗС недоливают топливо;
- разработанный и внесенный в правительство законопроект об оборотных штрафах за недолив топлива относится в первую очередь к автозаправкам, не касаясь недоливов на нефтебазах;
- введение оборотных штрафов за недолив топлива позволит избежать мошенничества по донастройке оборудования на автозаправках и не повлияет на небольшие добросовестные компании;
- введение оборотных штрафов побудит все организации следить за состоянием оборудования для отпуска топлива, его соответствием установленным нормам, а также исключить противоправные действия сотрудников по донастройке оборудования на отпуск определенного объема;
- инициатива по введению оборотных штрафов не направлена на уход с рынка независимых мелких игроков;
- целью данной инициативы в первую очередь является создание механизма предотвращения противоправных действий, в данном случае предприятие либо соблюдает все установленные нормы и осуществляет законную деятельность, либо несет значительные издержки вследствие нарушений.
Кроме того, организация провела исследование, согласно которому 19% АЗС в России допускают недолив топлива (при проверке около 200 заправок).
Проверка качества топлива выявила нарушения на 33 из 366 автозаправочных станций.
Министерство называет штрафы на недолив зеркальной мерой по отношению к топливному рынку, на котором с 2018 г., кстати, уже применяются оборотные штрафы за несоответствие топлива требованиям техрегламента, показавшие свою эффективность.
По данным Минпромторга, если на долю нарушений в части физико-химических показателей топлива в 2015 г. приходилось более 20%, то по итогам проверок 9 мес. 2019 г. доля таких нарушений составила 8,8%.
Минпромторг предполагает штраф в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс. руб.
Повторное нарушение повлечет увеличение штрафа до 3% - до суммы размером не менее 2 млн руб.
Напомним, что высокая налоговая нагрузка и правило «инфляция минус» заставляло владельцев АЗС поднимать цены и при снижении мировых цен на нефть, и при их росте.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли поставил розничный бизнес в еще более трудное положение.
В условиях снижающейся маржинальности владельцы АЗС вынуждены поднимать цены.
Но будучи зажатыми в тиски госрегулирования в виде обязательств не превышать уровня инфляции, такого роста цен не хватает, чтобы покрыть расходы.
В результате сетям АЗС приходится экономить, отменяя корпоративные скидки и недоливая топливо.
Особенно тяжело приходится независимым АЗС, т.к. у них нет такого запаса прочности как у ВИНКов, и они не контролируют стоимость по всей цепочке от добычи до реализации.
Автор: А. Игнатьева