Об этом сообщил глава Минпромторга Д. Мантуров.
Тезисы Д. Мантурова:
- сейчас недолив на АЗС проверяется Росстандартом при проведении плановых и внеплановых проверок в присутствии представителей АЗС. Тем не менее, даже в таких условиях, когда АЗС имеют возможность подготовиться к проверке, в 2019 г. недолив обнаружили почти в 20% случаев;
- для снижения показателя в настоящее время реализуется ряд мер. Был разработан законопроект, который предполагает применение оборотных штрафов за недолив: 1% суммы выручки нарушителя от реализации товаров за год или часть года, предшествующих дате выявления правонарушения, но не менее 500 тыс. руб. За повторное нарушение - уже 3% от годовой выручки, но не менее 2 млн руб. В сентябре 2018 г. этот законопроект был рассмотрен на заседании госкомиссии по противодействию незаконному обороту, потом прошел процедуру общественного обсуждения и согласования с ведомствами и был внесен в правительство;
- т.к. в настоящее время формируется новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), новый подход к наказанию за недолив планируется интегрировать в свежую версию Кодекса. Ведется работа и над обновлением национальных стандартов. Советские ГОСТы на топливораздаточные колонки были передовыми для своего времени, но прогресс не стоит на месте. Сегодня недобросовестные продавцы топлива используют различные современные приспособления и вредоносное программное обеспечение (ПО), позволяющие обманывать расходомер. Эту проблему должен решить новый стандарт на топливораздаточное оборудование, в разработке которого примут участие и участники топливного рынка. Его утверждение планируется в 1м полугодии 2020 г.
Но налоговый маневр в нефтяной отрасли поставил розничный бизнес в еще более трудное положение.
В условиях снижающейся маржинальности владельцы АЗС вынуждены поднимать цены.
Но будучи зажатыми в тиски госрегулирования в виде обязательств не превышать уровня инфляции, такого роста цен не хватает, чтобы покрыть расходы.
В результате сетям АЗС приходится экономить, отменяя корпоративные скидки и недоливая топливо.
Особенно тяжело приходится независимым АЗС.
В отличие от сетей ВИНКов, у них нет такого запаса прочности и они не контролируют стоимость по всей цепочке от добычи до реализации.
Маржинальность падает, независимые заправки закрываются, а затем на их месте возникают АЗС крупнейших нефтяных компаний.
Но проблема в том, что на Дальнем Востоке РФ в розничном бизнесе практически не присутствуют ВИНКи.
Они не спешат туда, потому что регионы ДФО значительно удалены от основных мощностей переработки, а имеющие там 2 НПЗ - Хабаровский НПЗ НГХ и Комсомольский НПЗ Роснефти - не покрывают в полной мере спрос на топливо.
БОльшая часть рынка там - независимые сети.
Чтобы сдерживать рост цен на топливо правительство ввело демпфирующий механизм.
Он позволяет частично возместить нефтяникам из бюджета недополученную прибыль при поставках топлива на внутренний рынок, если экспортные цены оказались выше условных внутренних.
Правительство не может допустить резкого роста цен на топливо, поэтому боится проводить комплексную реформу розничного рынка с либерализацией и отпустить цены.
В связи с этим власти переливают из пустого в порожнее, перекачивая деньги в бюджет в виде НДПИ, НДС и акцизов, а затем обратно нефтекомпаниям в виде обратного акциза и демпфера.
Так. в 2019 г. нефтяники получать из бюджета в виде компенсаций 427 млрд руб.
Автор: Д. Савосин