Такое решение опубликовано на сайте правительства РФ по итогам 29го заседания 29 августа 2019 г., посвященного состоянию конкуренции в Российской Федерации.
Решения Правительства по докладу О состоянии конкуренции в РФ:
2. ФАС РФ совместно с Минздравом РФ дополнительно проработать соответствующие положения указанного доклада и о результатах до 1 октября 2019 г. доложить Д.Медведеву.
3. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планами («дорожными картами») по развитию конкуренции.
ФАС РФ обеспечить контроль за реализацией указанных мероприятий.
4. ФАС РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить и до 10 марта 2020 г. внести в Правительство проект национального плана развития конкуренции на 2021–2025 гг. с проектом акта о его утверждении.
Законопроектом предлагается закрепить в ФЗ:
- понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»,
- установить порядок организации такой системы хозяйствующими субъектами,
- определить основные (минимальные) требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Принятие ФЗ позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и внести его в ГД РФ.
А открывая заседание правительства, Д. Медведев бодро отметил, что здоровая конкуренция является одним из ключевых условий развития и функционирования рыночной экономики в стране и лучшим механизмом отбора эффективных идей и решений.
С докладом О состоянии конкуренции в России и имеющихся проблемах выступил глава ФАС РФ И. Артемьев.
13й ежегодный доклад получился объемным, в нем рассматривается ситуация с конкуренцией в сферах здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса, строительства, дорожного строительства, телекоммуникаций, ИТ, ЖКХ, газоснабжения, угольной промышленности, электроэнергетики, транспортных услуг, промышленности, реализации природных ресурсов, а также на рынках нефти и нефтепродуктов и финансовых рынках.
Также в докладе сформулированы предложения ФАС по улучшению состояния конкурентной среды в этих сферах экономической деятельности.
Тезисы от И. Артемьева:
- перед российской экономикой стоят такие вызовы как изменение факторов, отвечающих за ее рост, рост веса цифровых технологий, высокая доля государства в экономике, слабый уровень развития малого и среднего предпринимательства;
- ответить на эти вызовы должны национальный план по развитию конкуренции и дорожные карты по отдельным отраслям;
- средний уровень исполнения дорожных карт по срокам составило 41,5%, высокая степень исполнения у Минфина, Минэнерго, Минтруда, более слабое исполнение - у Минздрава, Минстроя, Минсельхоза,
- не очень благополучно обстоят дела с законодательными актами, которые принимаются в рамках национального плана;
- остальные ключевые законы (5й цифровой антимонопольный пакет, закон об основах регулирования тарифов, реформирования и правового регулирования естественных монополий) мучительно согласованы в правительстве, одобрены вице-премьерами, но получили отрицательные заключения Государственно-правовым управлением (ГПУ) Администрации президента и не приняты;
- ФАС продолжает работу с ГПУ, но несмотря на прилагаемые усилия, согласование идет медленно в силу имеющихся разногласий.
Далее И. Артемьев подробнее остановился на ключевых направлениях развития конкуренции.
Особенно важны в этом плане недискриминационный доступ (НДД).
Правила НДД регулируют не просто экономику, а ее эффективность.
ФАС РФ подготовила и внесла в правительство РФ уточненные правила НДД по газу и газохранилищам, однако до сих пор не приняты.
НДД в газовую отрасль промышленности за 20 лет так и не открыт, в отрасли действует заповедник архаичных процедур.
Очень важны правила НДД на товарный рынок почтовой связи и теплоснабжения.
В плане тарифного регулирования ФАС вместе с отраслевыми ведомствами переработала все нормативные акты и нормативную базу.
Важным шагом стал переход к долгосрочным тарифам на формульное ценообразование.
Принятие 7- и 10-летних тарифов повысило инвестиционную привлекательность компаний, таких как РЖД.
Реформа тарифного регулирования продолжится, в частности, в некоторых случаях стал возможен переход на 20-летние тарифы по принципу «инфляция минус».
Это дает компаниям большой инвестиционный и кредитный ресурс за счет предсказуемости политики государства с точки зрения финансовых средств компаний.
В сфере электроэнергетики приняты необходимые поправки в соответствующий ФЗ и акты правительства РФ, которые не позволяют повышать тариф больше сверх установленного лимита, если нет согласия ФАС и признания того, что тариф экономически действительно необоснован.
Говоря о конкурентных процедурах и торгах, И. Артемьев отметил важность биржевой торговли как инструмента развития конкуренции.
Биржевая торговлю развивается, не только по газу и нефтепродуктам, но и по целому ряду других материалов: по лесу, по минеральным удобрениям, по сельхозпродукции, также по вагонам, углю, лому черных металлов и т.д.
Важность биржевых торгов И. Артемьев видит не только в установлении справедливых цен, но и в демонополизации отрасли.
В качестве примера глава ФАС привел ситуацию, когда раньше какое-то предприятие, которое хотело поставить инновационное оборудование, но нуждалось в поставках газа на длительный период, должно было идти на поклон к служащему Газпрома и выпрашивать 5-летний контракт, то теперь оно может всегда, каждый день, купить газ на бирже без всяких проблем, и он ему будет поставлен в обязательном порядке.
Это и есть демонополизация в газовой отрасли, снижение доминирующего положения на рынке поставки нефтепродуктов.
Также И. Артемьев остановился на массовых нарушениях на торгах, в т.ч. при реализации нацпроектов:
- отсутствие правил НДД к газу и устаревшие правила НДД в РЖД;
- медленное развертывание современных электронных систем контроля сопоставления цен (фармацевтика, строительство, государственный заказ);
- огосударствление финансового сектора, в т.ч. и по объективным причинам;
- неконкурентное предоставление природных ресурсов хозяйствующим структурам (без торгов, и «под столом»);
- отсутствие единых процедур по продаже имущества.
Основной задачей в плане развития конкуренции на ближайший год является подготовка и принятие нового национального плана по развитию конкуренции в России на 2021-2025 гг., который обеспечит развитие конкуренции в стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Документ, по словам И. Артемьева, должен быть содержательно важным, включающим конкретные мероприятия по каждой отрасли.
По итогам заседания правительства РФ, ФАС РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить и до 10 марта 2020 г. внести в правительство РФ проект национального плана развития конкуренции на 2021-2025 гг. с проектом акта о его утверждении.
По текущим вопросам федеральным органам исполнительной власти в соответствии с их сферами ответственности поручено обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных дорожными картами по развитию конкуренции, а ФАС РФ - обеспечить контроль за реализацией этих мероприятий.
Также сформулированы поручения по законопроекту о внесении изменений в ФЗ о защите конкуренции.
Законопроектом предлагается закрепить в ФЗ понятие системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, установить порядок организации такой системы хозяйствующими субъектами, а также определить основные (минимальные) требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.
Автор: Е. Алифирова