Об этом сообщила Госдума.
Говоря простым языком чиновников, целью донастройки действующего механизма стабилизации цен является снижение давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты в РФ.
Нормой предусмотрено снижение условной средней оптовой цены бензина с 56 тыс. до 51 тыс. руб./т (41 руб./л на АЗС).
Цену дизтоплива предложено снизить с 50 тыс. до 46 тыс. руб./т (41,75 руб./л на АЗС).
При этом устанавливается увеличение оптовых цен на бензин и дизтопливо на 5%/год до 2024 г.
С 1 августа 2019 г. также предлагается по аналогии с бензином и дизтопливом ввести демпфирующий механизм и в отношении авиакеросина.
В 2019 г. условная цена для него установлена на уровне 48,3 тыс. руб./т.
Включить авиакеросин и битум в законопроект о стабилизации топливных цен в ходе прямой линии предложил президент РФ В. Путин.
В 2018 г. авиабилеты подорожали на 9,5%, что связано, в т.ч. с ростом цен на авиационное топливо на 30%.
В. Путин отметил, что ситуация с высокими ценами на авиакеросин в России, которая отражается на стоимости авиабилетов, должна быть немедленно исправлена.
Председатель комитета по бюджету и налогам А. Макаров довольно бодро поведал, что механизм, который предлагает правительство, позволяет при любой цене на нефть обеспечить, чтобы цены не росли выше инфляции.
Изменение демпфирующего механизма должно будет способствовать стабилизации топливного рынка на Дальнем Востоке.
В том случае, если нефтяные компании направляют нефть на переработку на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) на Дальнем Востоке, то в формулу демпфера включаются так называемые восточные надбавки на бензин и дизтопливо, умноженные на объемы их производства на Дальнем Востоке.
Но снижение цен по указанию правительства - это нерыночное решение, и нефтяники требуют нерыночной компенсации в рамках демпфера.
Если бы власти обязали нефтяников компенсировать снижении цены на топливо из прибыли, то это было бы более приятно кошельку обывателей, уровень жизни которых потихоньку, но регулярно снижается.
Но власти стеснялись это сделать и компенсировали это снижение цен бюджетными средствами, которые могли бы пойти на социалку.
Теперь, наконец, утверждены поправки, позволяющие компенсировать бюджету эти выплаты за счет повышения НДПИ.
По оценка Минфина в 2019 г. нефтяные компании получат от государства 400-450 млрд руб в виде компенсаций.
В пользу Минфина, который настаивал на росте НДПИ, закончилась драма взаимоотношений с Минэнерго, которое предлагало увеличить компенсацию за счет ФНБ.
Компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета, возникающих в связи с корректировкой демпфера, предполагается за счет:
- с 1 октября по 31 декабря 2019 г увеличение на 150 руб./т действующей в настоящий период фиксированной надбавки к ставке налога на добыче полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти;
- применения дополнительного слагаемого к ставке НДПИ при добыче нефти, начиная с 1 января 2020 г., определяемого по формуле с полной корреляцией дополнительных расходов, связанных с предлагаемыми изменениями демпфирующего механизма;
- с 1 апреля 2020 г. предлагается признать подакцизными и отнести к средним дистиллятам все темные нефтепродукты, которые в настоящее время не признаются подакцизными товарами, в т. ч. мазут. Такая мера позволит также предотвратить оборот суррогатов средних дистиллятов под видом мазута и вакуумного газойля.
По данным Минфина с января по май 2019 г. они составили 120 млрд руб.
Госдума приняла законопроект о корректировке демпфера в 1м чтении 18 июля 2019 г.
22 июля 2019 г. комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять законопроект во 2м чтении.
Теперь его ожидает одобрение Советом Федерации, после чего он отправится на подпись президенту.
Правительство решило не продлевать соглашение с нефтекомпаниями о заморозке цен в надежде, что донастроенный демпфер стабилизирует внутренний рынок.
В противном случае власти грозят ввести заградительные пошлины на нефть и нефтепродукты. В угрозы никто не верит.
Автор: Д. Савосин