Об этом Минфин РФ сообщил 14 мая 2019 г., комментируя заявления Роснефти.
Напомним, что 14 мая 2019 г. Роснефть пожаловалась на негативное влияние нового подхода к регулированию на проект.
При прежней налоговой системе проект ВНХК был рентабелен, но в связи с реализацией большого налогового маневра проект больше таковым не является.
В связи с этим Роснефть исключила проект из своей инвестпрограммы.
Доводы Роснефти Минфин посчитал неубедительными.
Тезисы от Минфина:
- налоговый маневр не мог являться препятствием для реализации проекта ВНХК,
- он, наоборот, улучшал экономические показатели реализации 1й очереди проекта, предусматривающей строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью 12 млн т/год,
- в рамках налогового маневра с начала 2019 г. в России введены специальные меры поддержки НПЗ в виде возмещаемого из федерального бюджета отрицательного акциза на нефтяное сырье,
- фактически это субсидии, выделяемые нефтеперерабатывающим предприятиям необходимой глубины переработки,
- величина этой субсидии будет постепенно увеличиваться по мере снижения ставок экспортной пошлины.
- согласно информации по ВНХК, представленной Роснефтью в Минфин, после запуска 1й очереди, на нем не планировалось производить темные нефтепродукты, а выпуск светлых нефтепродуктов составил бы порядка 90%,
- в этих предположениях при цене нефти 60 долл. США/барр. по завершению налогового маневра в 2024 г. поддержка проекту ВНХК от государства в виде отрицательного акциза на переработанную нефть составила бы около 71 долл. США/т переработанной нефти,
- до начала реализации налогового маневра и поэтапного снижения ставок экспортной пошлины на нефть, поддержка государства проекту ВНХК в виде отрицательных разниц между ставками вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, и вывозной таможенной пошлиной на нефть составила бы порядка 65 долл. США/т переработанной нефти,
- т.е. реализация налогового маневра при прочих равных условиях привела к увеличению поддержки проекта на 6 долл. США/т перерабатываемой нефти.
- реализация проекта ВНХК в условиях налогового маневра означает рост операционной эффективности 1й очереди более чем на 30%, по сравнению с фискальными условиями 2013 г.
Проект ВНХК предполагал строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в районе пади Елизарова Партизанского муниципального района Приморского края.
Реализовать этот проект Роснефть планировала построить совместно с ChemChina.
Компании подписали меморандум о строительстве комплекса в ходе визита президента РФ В. Путина в Китай в сентябре 2015 г.
В июне 2016 г. Роснефть подписала с ChemChina соглашение об основных условиях сотрудничества по совместному развитию проекта ВНХК.
Мощность комплекса должна была составить до 30 млн т/год по сырью.
Строительство было разделено на 2 очереди - нефтепереработка мощностью 12 млн т/год и нефтехимия мощностью 3,4 млн т/год.
Позднее в проект была добавлена 3я очередь - еще 12 млн т/год нефтепереработки и 3,4 млн т нефтехимии.
1я очередь планировалась к запуску в 2020 г., 2я очередь - в 2022 г., 3я - в 4м квартале 2028 г.
В августе 2018 г. Роснефть пересмотрела финансово-экономическую модель ВНХК в сторону увеличения объема производства топлива и сокращения выпуска нефтехимической продукции.
Так, объем производимых нефтепродуктов увеличен с 1 млн т/год до 8,1 млн т/год, включая 1,8 млн т/год бензина и 6,3 млн т/год дизельного топлива.
Смещение акцента на производство топлива должно было способствовать решению топливных проблем Дальнего Востока.
Роснефть рассчитывала на поддержку проекта со стороны властей, однако вице-премьер Ю. Трутнев пообещал господдержку для проекта в виде строительства необходимой сопутствующей инфраструктуры лишь после того, как проект будет начат.
В январе 2019 г. Ю. Трутнев призвал руководство Роснефти поскорее принять решение по строительству ВНХК.
В итоге Роснефть отказалась от проекта.
Автор: Е. Алифирова