В. Путин утвердил новую доктрину энергетической безопасности России
Доктрина энергетической безопасности РФ подробно описывает вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности, цели, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергобезопасности, а также ее организационные основы.
Соответствующий указ за №216 от 13 мая 2019 г. опубликован на официальном портале правовой информации.
Новая доктрина заменила собой предыдущую версию, принятую в ноябре 2012 г.
Доктрина подробно описывает вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности, цели, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергобезопасности, а также ее организационные основы.
Вызовы и угрозы
Полномасштабному участию РФ в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении РФ, в т.ч. в отношении нефтяной и газовой отраслей ТЭК.
Также в числе вызовов указано противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием РФ.
К внешнеполитическим вызовам энергобезопасности доктрина относит замедление мирового спроса на энергоресурсы, рост конкуренции между поставщиками и изменение международного нормативно-правового регулирования.
Также в этой категории вызовов доктрина относит рост производства сжиженного природного газа (СПГ) в мире и увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мировом топливно-энергетическом балансе.
Внешними угрозами энергобезопасности РФ названы использование другими странами различных финансовых, договорных и международно-правовых механизмов в ущерб РФ, дискриминация российских поставщиков и незаконный отбор поставляемых Россией энергоресурсов.
К этому же разделу отнесено ограничение доступа российских организаций сферы ТЭК к современным технологиям и оборудованию, а также к привлечению финансирования.
Среди внутренних угроз и рисков называется несоответствие возможностей ТЭК потребностям развития страны, снижение качества минерально-сырьевой базы, рост преступности в ТЭК, чрезмерная финансовая нагрузка на предприятия отрасли и недостаточность кадрового обеспечения.
Пути преодоления
Доктрина энергетической безопасности РФ определяет основные направления работы для достижения энергетической безопасности в России.
Среди них выделяется совершенствование систем госуправления, в т.ч. стабильность налоговой политики, долгосрочное регулирование тарифов на услуги и товары ТЭК.
Важным направлением является также предотвращение различных преступлений против объектов ТЭК, поддержание запасов топлива и энергии на необходимом уровне в госрезерве, развитие распределенных источников энергоснабжения и уменьшение отрицательного воздействия работы компаний на окружающую среду.
Отдельным направлением в обеспечении энергетической безопасности становится разумное развитие конкуренции.
С одной стороны, предусмотрено развитие конкуренции в отраслях ТЭК на внутреннем рынке.
Одновременно должна быть исключена не соответствующая интересам РФ конкуренция между различными видами российских энергоресурсов на мировых рынках.
Показательным в этом плане является экспорт российского природного газа, в отношении которого неоднократно озвучивались опасения по поводу конкуренции, которую СПГ может составить российскому трубопроводному газу.
Впрочем, Минэнерго РФ особых рисков в этом направлении не видит, поскольку трубопроводные поставки в любом случае остаются экономически привлекательными, а российские экспортеры СПГ будет конкурировать лишь с другим поставщиками сжиженного газа.
При этом доктрина предусматривает развитие внутреннего рынка СПГ в целях обеспечения энергетической безопасности территорий, удаленных от единой системы газоснабжения (ЕСГ).
Кроме того, в доктрине энергобезопасности обозначена необходимость противодействия дискриминации российских компаний ТЭК и энергомашиностроения на мировом рынке.
Отмечается важность поддержки экспорта российской продукции, технологий и услуг, а также международных проектов, реализующихся при участии российских компаний.
Доктриной предусматривается развитие интеграции со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и СНГ, углубление партнерства в рамках БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ) и ОПЕК.
Автор: Е. Алифирова