Открывая заседание, Д. Медведев отметил успешную работу российского ТЭК и производственные рекорды, установленные отраслью в 2018 г.
Для нефтяной отрасли в 2018 г. были созданы налоговые режимы, которые позволяют компаниям больше инвестировать в освоение новых месторождений и разработку трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
Рост объемов нефтепереработки позволяют покрывать потребности страны в бензине и дизельном топливе 5го экологического класса.
Благодаря определенным регуляторным решениям удается сохранять стабильные цены на внутреннем рынке.
В газовой отрасли продолжается работа по диверсификацию экспортных маршрутов, в частности, завершилась морская укладка магистрального газопровода (МГП) Турецкий поток, обе нитки МГП Северный поток-2 уложены в прибрежной зоне Германии, выполнен основной объем работ на линейной части МГП Сила Сибири-1.
В 2018 г. Россия серьезно заявила о себе на рынке сжиженного природного газа (СПГ) с выходом Ямал СПГ на полную мощность в 16,5 млн т/год.
Выполнены первые поставки СПГ в Индию, Испанию, Китай, Бразилию.
В плане международного сотрудничества, продолжается взаимодействие России со странами ОПЕК по балансировке рынка нефти.
Также началось формирование общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа рамках ЕАЭС.
Среди ключевых задач на перспективу Д. Медведев назвал актуализацию Энергостратегии до 2035 г. и цифровизацию ТЭК.
Необходима реализация дорожной карты по освоению нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти, которая была принята в январе 2019 г.
Должна быть продолжена реструктуризация в угольной промышленности.
Подробнее о ситуации в российском ТЭК доложил глава Минэнерго РФ А. Новак.
Итоговые цифры за 2018 г. уже озвучивались министром на докладе у В. Путина и в ходе заседания коллегии Минэнерго РФ.
Ключевые показатели работы ТЭК в 2018 г.:
- добыча нефти достигла почти 556 млн т, что на 1,7% выше 2017 г.,
- в нефтяной отрасли введено в эксплуатацию 54 месторождения,
- опережающими темпами росла добыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: из ТрИЗ рост составил почти 1,5 раза, на шельфе - на 13,2%, несмотря на то, что относительно добычи на шельфе и ТрИЗ действуют санкции,
- добыча газа выросла на 5%, до 725,4 млрд м3,
- в газовой отрасли с запуском 2й и 3й линий завода Ямал СПГ на 70% увеличилось производство СПГ в целом по РФ, до 20 млн т,
- Россия вошла в тройку мировых лидеров по мощностям производства СПГ.
- добыча угля увеличилась на 6,8%, до 439,3 млн т,
- выработка электроэнергии впервые показала рост более чем на 1%, увеличившись на 1,7%, до 1,092 трлн кВт*ч,
- введено максимальное количество мощностей: за последние 4 года - 5 тыс. МВт, в т.ч. более 370 МВт мощностей возобновляемой энергии,
- надежно пройден осенне-зимний период: аварийность генерации снизилась на 9,5%, в электросетевом комплексе - на 3,9%.
Подробнее А. Новак остановился на задачах, которые предстоит решить для эффективной реализации потенциала российского ТЭК.
Ключевой задачей Минэнерго и правительства РФ А. Новак видит выработку и принятие решений, которые создадут предсказуемые и экономически привлекательные условия для более эффективного использования природных ресурсов.
В нефтяном секторе речь идет о мерах по стимулированию добычи нефти.
В январе 2019 г. была утверждена дорожная карта мероприятий по реализации мер освоения нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти.
Реализация документа повысит инвестиции в отрасль более чем на 600 млрд руб./год, стабилизирует добычу нефти в долгосрочной перспективе, а также обеспечит российскую промышленность надежным якорным заказом.
С учетом принятия в 2018 г. закона о введении в пилотном режиме налога на добавленный доход (НДД) важной задачей является его практическое внедрение и мониторинг эффективности.
В течение 2-3 лет министерству предстоит провести детальный анализ действия НДД на нефтедобычу и выработать предложения по его дальнейшему внедрению.
Еще одно важное решение в рамках совершенствования налоговой системы, принятое в 2018 г., - завершение налогового маневра.
По оценкам Минэнерго РФ, это позволит достичь более оптимальной структуры нефтепереработки и обеспечить новые инвестиции в данном секторе и смежных отраслях.
С учетом этого также необходимо продолжить работу по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке.
Уже подготовлены предложения по донастройке демпфирующего элемента обратного акциза с целью повышения его эффективности и достаточной доходности внутреннего рынка.
За счет принятых правительством РФ мер удалось зафиксировать рост цен на моторное топливо в пределах инфляции.
Ведется ежедневный мониторинг рынка, ситуация находится на контроле Минэнерго и ФАС.
В газовой отрасли Россия имеет громадный потенциал в секторе СПГ, особенно в арктической зоне.
В 2035 г. мировой спрос на СПГ вырастет примерно на 300-350 млн т, Россия имеет все возможности дополнительно занять долю в 100 млн т или даже больше.
Для этого есть все предпосылки - ресурсная база, географическая близость к основным центрам потребления, потенциал для развития необходимых компетенций и инфраструктуры.
Доля России на мировом рынке СПГ может вырасти с текущих 8% до 15-20% к 2035 г.
Для этого правительством реализуется комплекс мер, вводятся фискальные стимулы, развивается инфраструктура, поддерживается разработка отечественных технологий.
Приоритетом на внутреннем рынке является ускорение газификации регионов, а также расширение использования газа в качестве моторного топлива.
Для расширения использования газомоторного топлива, планируется параллельно развивать заправочную инфраструктуру и увеличивать количество транспорта на газе.
В настоящее время в этой связи подготовлена дорожная карта развития рынка газомоторного топлива, ее обсуждение ведется в правительстве.
Большой потенциал сосредоточен в отрасли нефтегазохимии.
Россия может производить дополнительно почти 10 млн т/год нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью.
Это может дать более 7 млрд долл. США/год дополнительного несырьевого экспорта и 30-50 млрд долл. США/год дополнительных инвестиций в течение 6-7 лет.
Для достижения этих целей в 2019 г. правительством утверждена и реализуется разработанная Минэнерго дорожная карта по развитию нефтегазохимического комплекса.
В угольной отрасли к 2025 г. планируется увеличить добычу до 545 млн т/год, к 2030 г. - до 590 млн т/год.
В связи с этим, в 2019 г. необходимо актуализировать программу развития угольной промышленности.
Кроме того, рост добычи означает и продолжение развития новых центров угледобычи, увеличение экспорта угля, для чего принято решение по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба.
В этой связи также важно обеспечить применение долгосрочных и предсказуемых параметров железнодорожных тарифов на перевозку угля после 2025 г.
Кроме того, в 2019 г. необходимо продолжить формирование энергетического каркаса для пространственного развития всей страны, в т.ч. через реализацию задач, поставленных Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В него вошли 2 федеральных проекта, подготовленных Минэнерго:
- развитие магистральной инфраструктуры в электроэнергетике, централизованных энергосистем, распределенной генерации, систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий,
- развитие магистральной, нефтетранспортной и газовой инфраструктуры.
С учетом актуальных задач развития научно-технического потенциала и создания собственных передовых производств необходимо продолжить работу по снижению зависимости отраслей ТЭК от иностранных технологий, а также по стимулированию внедрения инновационных и цифровых технологий.
Все эти приоритеты вместе с последними тенденциями развития отраслей ТЭК должны найти отражение в Энергостратегии РФ на период до 2035 г., которая подлежит актуализации до конца 2019 г.
Автор: Е. Алифирова