ФАС готовит "ежовые рукавицы" для "Газпрома"
Российские антимонопольные органы хотят к концу года разработать новый закон, который должен существенно осложнить жизнь естественным монополиям
"Закон 1995 года - это ширма для деятельности монополий. Он отстал от жизни. Нужно написать новый закон о естественных монополиях. Нам нужен драконовский закон, адекватный разрушениям для экономики от естественных монополий", - сказал руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая на коллегии ФАС.
В первую очередь, по словам руководителей ФАС, нужно обеспечить прозрачность естественных монополий, обязав их раскрывать информацию о системе издержек и механизмах тарифообразования. Второе - ФАС хочет обязать естественные монополии осуществлять закупки на аукционах и конкурсах по таким же процедурам, которые установлены для федеральных органов власти в законе о государственных закупках. Следует отметить, что глава федеральной службы предлагает нарушить новым федеральным законом нормативную базу, связанную с коммерческой тайной, разглашение которой преследуется Уголовным Кодексом РФ. Реформирование закона создаст потребность изменения многих сфер федерального нормотворчества, что приведет к коллизионному пространству в сфере применения актов государственных органов.
"Сегодня объем закупок у "Газпрома" и РЖД больше, чем все закупки из федерального бюджета", - отметил Игорь Артемьев. Кроме того, ФАС предлагает включить в новый закон главу о правилах недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.
"Мы устали ходить за естественными монополиями, держать их за хвост и уговаривать - давайте примем постановление правительства о правилах недискриминационного доступа в газе. "Газпром" говорит: "Нет, не будет этого", и четыре года блокирует эту работу и только сейчас вышел на переговоры. Да не надо никаких переговоров с ними вести, не надо уподобляться, почему органы власти должны за ними ходить и уговаривать?", - сказал Артемьев.
Отметим, что данный закон, на наш взгляд, не решит проблему прозрачности монополий и их дифференцированной политики по отношению к конкурентным возникающим компаниям. Встанет вопрос о финансовой стороне вопроса, тогда в дело вступят лишь формальности, которые не будут отражать реальные нарушения законодательства.