Минэнерго обязалось к сентябрю 2014 г организовать контроль остатков моторного топлива на региональных нефтебазах независимых потребителей, что позволит предотвратить возникновение дефицита бензина.
Министерство также раскритиковало экспертов, искусственно подогревающих спрос.
3 июля 2014 г в Минэнерго России состоялось очередное заседание Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов.
В заседании приняли участие представители Минэнерго России, ФАС России, Российского энергетического агентства, САЦ Минэнерго России, ЦДУ ТЭК, СПбМТСБ,Транснефть, РЖД и нефтяных компаний.
Как и 26 июня 2014 г Анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы превышают нормативные значения.
По данным ЦДУ ТЭК за июнь 2014 г производство высокооктановых бензинов составило 3,003 млн т, включая 685 тыс т за прошедшую неделю.
Отгрузка на внутренний рынок за прошедшую неделю составила 595,2 тыс т, экспорт - 27,5 тыс т. Товарные остатки на 1 июля 2014 г составили 1 451,1 тыс т. Производство дизельного топлива в июне составило 6 391 тыс т, отгрузка дизельного топлива на внутренний рынок составила 2628 тыс т, за прошедшую неделю неделю - 623 тыс т, экспорт - в июне 3 757 тыс т, за прошедшую неделю 794 тыс т.
Товарные остатки на 1 июля составили 2 408 тыс т.
В ходе Штаба представители ФАС и СПбМТСБ обсудили с нефтяными компаниями обоснованность роста цен на нефтепродукты на оптовом и розничном рынках при сохраняющихся объемах производства и общей стабильности ситуации.
По информации СПбМТСБ, торги также проходят в штатном режиме. За неделю ВИНКи реализовали 322 тыс. тонн нефтепродуктов, в тч 118 тыс т автобензина, 126 тыс т дизтоплива, 27 тыс т авиатоплива и 51 тыс т топочного мазута.
На нынешнем заседании Штаба Минэнерго обязалось к сентябрю 2014 г организовать контроль остатков моторного топлива на региональных нефтебазах независимых потребителей.
Ведомство рассчитывает, что это позволит предотвратить возникновение дефицита бензина.
На заседании было подчеркнуто, что в данный момент ситуация с обеспечением бензинами населения и мелкий опт - полностью соответствует нормальным показателям, ни о каком дефиците и речи быть не может.
В рамках заседания Штаба Минэнерго было еще раз подчеркнуто, что рост цен - спекулятивный.
Как сообщил один из участников заседания, представитель министерства раскритиковал экспертов, искусственно подогревающих спрос.
Как заявил на заседании представитель Минэнерго, такие эксперты, как президент Российского топливного союза Е.Аркуша и Директор по развитию Независимого агентства Аналитика товарных рынков М.Турукалов публикуют статьи, которые целенаправленно разогревают рынок, настраивая потребителей на неминуемый дефицит, создают на бирже искусственную волатильность.
Минэнерго не исключило возможность введения санкций к представителям экспертного сообщества, которые будут уличены в ангажированности и целенаправленной эскалации ситуации на рынке.
На заседании с позицией министерства согласилось и Российское Энергетическое Агентство (РЭА), которое считает, что дефицит топлива отсутствует.
«Все регионы РФ полностью обеспечены моторным топливом, АЗК работают в штатном режиме. Объем продаж через розницу с апреля сохраняется на стабильном уровне» - сказал на штабе представитель агентства.
Аналогичного мнения придерживается ФАС, которая не видит причин возникновения дефицита и считает рост цен спекулятивным.
В докладе ЦДУ ТЭК отмечается: «Суммарные товарные остатки автобензинов в РФ за прошедшую неделю выросли на 8 тысяч тонн или на 0,6% и сохраняются на нормальном уровне 1,451 млн т. Это всего на 6 тыс т ниже 2013 г».
При этом пороговым значением уровня остатков, когда стоит опасаться дефицита, считается 1,3 млн т.
Суммарное производство автобензинов в России сейчас выше плана, отмечается в докладе ЦДУ ТЭК.
Нормальная работа региональных независимых операторов в условиях стабильного рынка построена на поддержании оптимального уровня запасов нефтепродуктов, который не предполагает 100% загрузку всех мощностей по хранению.
Однако после выхода ряда публикаций операторы были вынуждены дополнительно обеспечить себе страховой запас топлива, стремясь заполнить собственные мощности по хранению на 100%.
Таким образом, образовался дополнительный спрос, в результате чего биржевые цены в июне 204 г выросли.
По этой же причине появились дополнительные, ажиотажного характера, заявки от региональных операторов в мелкооптовом сегменте, удовлетворение которых, учитывая плановую работу отрасли, в столь сжатые сроки физически невозможно.