Германия отказалась от полного запрета технологии гидравлического разрыва пласта (ГРП), свидетельствует новый законопроект, подготовленный министерством охраны окружающей среды.
По словам главы ведомства Б. Хендрикс, требования закона будут самыми суровыми в истории.
Но в виде исключения компании после успешного разведочного бурения все же смогут получать в спецкомитете разрешение на коммерческое применение ГРП.
Законопроект предусматривает строгий экологический контроль и запрет на бурение в водоохранных зонах.
Также правительство планирует запретить использование ГРП для буровых работ на глубине менее 3 тыс м.
Однако известно, что содержащие сланцевый газ коллекторы, как правило, расположено близко к поверхности земли и грунтовым водам.
Предполагается, что новый закон будет утвержден уже в начале 2015 г.
Согласно предыдущему, разработанному летом 2014 г закону в Германии устанавливался полный запрет на ГРП на следующие 7 лет (до 2021 г), что фактически означало отказ от разработки месторождений сланцевого газа на территории страны.
«В обозримом будущем ГРП в Германии не будет», - твердо говорила тогда Б. Хендрикс.
Внезапное смягчение позиции, вероятно, связано с давлением энергокомпаний и перерабатывающей промышленности страны.
Запасы сланцевого газа в Германии оцениваются в 2,3 трлн м3.
Технология ГРП (Fracking), широко применяемая при добыче сланцевого газа, предусматривает закачку в пласт под большим давлением значительных объемов воды, смешанной с песком и химреагентами.
Это позволяет разбить глинистые коллекторы и освободить газ для добычи.
Но, при этом существует угроза загрязнения поверхности земли и подземных вод.
«Защита питьевой воды и здоровья имеет наибольшее значение для нас», - поведала как-то г-жа Б. Хендрикс.
Вместе с тем, газовое лобби в Германии напоминает правительству, что газовая промышленность сокращает внутреннее производство газа из-за этих ограничений.
Добыча газа в Германии сократилось примерно на 10 % в 2012 г и в 2013 г.
Это уже привело к снижению поступлений в бюджет земли Нижняя Саксония на ориентировочно 200 млн евро.
Добавим нечеловечески активную антироссийскую политику канцлера А. Меркель, которая увеличивает трения с основным поставщиком газа в Германию.
Ранее, в 2013 г в коалиционном соглашение утверждалось, что правительство напрочь «отвергает применение токсичных веществ» в добыче нефти и газа.
Обострение отношений Германии и России из-за Украины повышает риски ресурсного дисбаланса газа в самой Германии, поэтому власти вынуждены дать лазейку технологиям ГРП.
В настоящее время полный или региональный мораторий на проведение ГРП действует во Франции, Болгарии, Германии, Нидерландах, Испании и других европейских странах, а также в ряде штатов Австралии.
Кроме того, мораторий сохранился в штате Нью-Йорк, в пределах которого находится часть одного из крупнейших в США сланцевых бассейнов Марселлус.
Для любознательных напомним, что именно на месторождение Марселлус летали Мамы Донецка, чтобы изучить опыт добычи сланцевого газа и технологий его добычи на окружающую среду.
Не лишне в этой связи вспомнить и Shell, которая собиралась собиралась добывать сланцевый газ Юзовского месторождения на Донбассе и отправлять его в Европу по украинской газотранспортной системе (ГТС).
В связи с созданием ДНР и военными действиями в районе Юзовского месторождения, планы Shell существенно изменились.
И Европа может не дождаться сланцевого газа с Юзовского месторождения.
Это, вероятно, тоже повлияло на решение правительства Германии по ГРП.