USD 87.8077

+0.06

EUR 95.7849

+0.03

Brent 84.64

-0.22

Природный газ 2.154

-0.01

...

В правительстве предложили нефтяникам купить себе льготы на разработку истощенных месторождений

Минэкономразвития собирается сделать нефтяным компаниям предложение, от которого невозможно отказаться - получить льготу на разработку истощенных месторождений. Правда ложка дегтя в бочке меда все же есть - льготы эти нефтяникам придется покупать за деньги, и не малые.

В правительстве предложили нефтяникам купить себе льготы на разработку истощенных месторождений

Минэкономразвития собирается сделать нефтяным компаниям предложение, от которого невозможно отказаться - получить льготу на разработку истощенных месторождений.

Правда ложка дегтя в бочке меда есть - льготы нефтяникам придется покупать за деньги. И не малые.

Как сообщили в МЭР 5 ноября 2015 г, покупая льготы, компании получат налоговую стабильность, а бюджет страны около 20-23 млрд долл США доходов.

Концепцию новой налоговой инициативе Минэкономразвития показала в презентации на президентской комиссии по ТЭК, прошедшей 27 октября 2015 г.

Нефтяные компании с инициативой ознакомились, но обсудить ее непосредственно с ведомством или В. Путиным возможности пока не представилось.

И получается, что каждый остался при своем мнении об очередной инициативе Минэкономразвития.

У чиновников насчет нефтянки свои взгляды.

По мнению МЭР, основная задача нефтяной отрасли - максимально пополнять бюджет страны.

А увеличить денежный поток от нефтяных компаний можно только за счет внедрения новых налогов.

Кроме того, чиновники считают, что увеличить поступления от нефтянки можно и за счет зрелых месторождений.

Налоговую реформу Минэкономразвития предлагает провести точечно - в отношении высоко выработанных участков в Западной Сибири.

Для этих месторождений сейчас действует минимум налоговых льгот, поэтому государство изымает с них в виде налогов до 80% выручки.

Перспектив у месторождений никаких, а бросить жалко.

Но при такой ренте инвестировать в повышение эффективности разработки становится невыгодно, поэтому добыча на западносибирских участках снижается на 3–4% в год.

Суть предложения Минэкономразвития заключается в том, чтобы предоставить для разработки этих месторождений льготы по уплате НДПИ.

Аналогичную инициативу выдвинул и глава Минэнерго РФ А. Новак.

Выступая с докладом на президентской комиссии по ТЭК 27 октября 2015 г, А.Новак предложил стимулировать геологоразведку на Дальнем Востоке и Восточной Сибири за счет льгот по НДПИ.

А.Новак предложил дать возможность использования льгот не с момента выдачи лицензии, а с момента начала работы непосредственно на месторождении и достижения выработанности не менее 1%.

Льгота по НДПИ для выработанных месторождений существует и сейчас.

Но она распространяется только на те участки, запасы которых были выработаны на 80% и больше по состоянию на 1 января 2006 г.

Для них льгота растет по мере разработки и на пике составляет 70% от обычной ставки НДПИ.

Минэкономразвития предлагает распространить эту льготу и на те проекты в Западной Сибири, которые сейчас ее лишены.

Речь идет примерно о 25 месторождениях, в т. ч. таких крупных, как Самотлорское и Малобалыкское месторождения Роснефти, Вынгапуровское Газпром нефти и Федоровское Сургутнефтегаза.

Если эти месторождения получат льготу, у нефтяников появится стимул для дополнительных инвестиций в их разработку и к 2024 г добыча нефти в России суммарно вырастет на 20 млн.

Так подсчитали эксперты министерства.

В деньгах это не меньше 5 млрд долл США дополнительных поступлений от НДПИ в год.

Вроде бы все хорошо и складно, но имеется в этой инициативе и подвох.

И даже не один.

К примеру, получить льготу бесплатно не получится.

Компаниям придется оплачивать ее авансом - на 5–10 лет вперед.

Цена льготы, предположительно, будет высчитываться как разница между суммой, которую компании заплатили бы в течение этого срока при действующей ставке НДПИ и льготной налоговой ставкой налога для истощенных месторождений.

Стоимость льготы определяется как приведенная стоимость выпадающих налоговых поступлений.

По мнению Минэкономразвития, выгода компаний в приобретении льготы - в сохранении налогового режима по конкретным участкам.

Сейчас НДПИ рассчитывается исходя из мировых цен на нефть Urals и устанавливается ежемесячно исходя из среднего курса доллара к рублю за месяц.

Много вопросов возникло у нефтяников по порядку расчета расчета НДПИ для определения стоимости льготы.

В своей презентации Минэкономразвития этот механизм не указал.

Вполне возможно, что он еще попросту не разработан.

Но тогда как же понять - принесет ли эта льгота выгоду обеим сторонам?

Вопрос риторический.

Однако ведомство уже подсчитало доходы от продажи льгот.

Правда порядок расчет остается загадкой.

К примеру, Минэкономразвития ожидает, что покупка нефтяниками налоговых льгот может увеличить прямые доходы бюджета в 2016–2018 гг на 20–30 млрд долл США.

В 2014 г доходы бюджета от НДПИ на нефть составили 2,46 трлн руб или 64,1 млрд долл США по среднему курсу за 2014 г.

Нефтяные компании находятся в замешательстве.

Закон сырой и говорить о выгоде очень сложно.

К примеру, в ЛУКОЙЛе инициативу ведомства назвали сырой.

Нет методики расчета дельты по каждому из месторождений, и нужно четко понимать, на какой срок компания получит льготу и каковы гарантии неизменности налогового режима.

Эффективность инициативы предстоит выяснить.

Однако министерство привело пример якобы успешного применения такой льготы - Башнефть.

Минэкономразвития сразу же осадили - основной прирост добычи у этой компании был достигнут не после получения льготы, а в результате смены собственника и оптимизации технологических процессов.

А вообще, если копнуть глубже, станет понятно, откуда у министерств появилось столько рвения на всевозможные нововведения.

Идея об отмене льгот появилась у чиновников еще в 2001 г.

В далеком 2001 г правительство России, изыскивающее резервы для финансирования выплат внешнего долга страны государствам Парижского клуба и МВФ, могло бы ежегодно получать до 5 млрд долл США дополнительных налоговых поступлений за счет ликвидации льгот нефтедобывающим компаниям.

По итогам 1999 г сумма недопоставленных налогов в бюджеты всех уровней составила не менее 2 млрд долл США, а за 1ю половину 2000 г превысила 2,3 млрд долл США.

Напомним, что с идеей повысить НДПИ выступил Минфин РФ.

После продолжительных дебатов, правительство решило повременить с этой инициативой, которая бы безусловно подпитала бы стремительно худеющий бюджет.

Протесты нефтяных компаний и Минэнерго, которые в 1 голос заявляли о снижении добычи при введении таких мер, заставили правительство РФ отказаться от этой идеи.

Правда, Минфин продолжил думать о мерах изъятия прибыли у нефтянки для пополнения и так дефицитного бюджета на 2016 г.

В начале октября 2015 г глава Минэнерго А. Новак предложил некоторые льготы для нефтяников, чтобы компенсировать рост НДПИ.

Напомним, что в России ранее разрабатывался законопроект перехода налогообложения на налог на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram