На пресс-конференции 7 июля 2016 г по итогам заседания правительства РФ о предельных объемах финансирования госпрограмм и др на 2017 - 2019 гг А. Силуанов, вероятно оговорясь, ввел новую размерность для экспортных товаров.
Стенограмма его выступления на брифинге опубликована 7 июля 2016 г правительством РФ.
Тезисы от А. Силуанова:
- объем бюджета в основном состоит из госпрограмм, поэтому параметры бюджета и предельные объемы их финансирования связаны,
- цель бюджетной политики на 3-летку 2017-2019 гг - снизить ту несбалансированность, накопленную за последние годы в связи со снижением доходов,
- в номинальном выражении доходы в 2017 г ниже доходов 2016 г,
- рост несбалансированности бюджета - это макроэкономический риск,
- резервные фонды быстро исчерпаются при текущих объемах заимствования,
- доступность кредитов, на которую негативно влияет рост заимствований, - одно из условий для роста экономики, поэтому допускать роста стоимости кредитов нельзя,
- план снижения дефицита бюджета на 3-летку - 1%/год,
- целевой параметр инфляции в ближайшие годы - на уровне 4%,
- объема резервов при выполнении нынешних целевых параметров заимствования хватит для исполнение обязательств правительства при любых внешнеэкономических условиях,
- уровень прогноза цен на наши экспортные товары на 3-летку без оптимизма взят в размере 40 долл США/барр.
- бюджет на 3-летку направлен на создание условий для мобилизации внутренних источников доходов,
- внутренние заимствования в 2017 г вырастут в 4 раза, до порядка 1,29 трлн рублей,
- в 2016 г спрос на бумаги правительства превышает предложение в 3 раза,
- для заимствований задействованы новые инструменты, в тч привязанные к инфляции, привязанные к индексу стоимости денег на краткосрочном рынке RUONIA,
- в 2016 г доля иностранных инвесторов на рынке РФ составляет около 20% , пару лет назад - превышала 25%,
- можно говорить о профиците ликвидности, связанным в тч с использованием средств резервов, являющихся источником финансирования дефицита бюджета,
- первоочередные социальные обязательства будут выполняться в полном объеме, с ростом в 2017 г в соответствии с законодательством, но с маневром бюджета по консолидации и оптимизации части других, не связанных с социальными обязательствами, расходов,
- ресурсы для приоритетов бюджета будут изыскиваться путем перераспределения с направлений, которые могут быть реализованы позже или отменены,
- меры бюджетной консолидации включают: недоведение лимитов на 10% на 2017 - 2019 гг, невключение новых проектов в бюджет,
- при цели сохранения номинала уровня расходов по оценке 2016 г и с учетом дополнительных обязательств в связи с индексацией социальных расходов, будет проведена оптимизация и выявление неэффективных бюджетных трат, которые по итогам проверок Счетной палаты оказались довольно большими,
- будет встреча Минфина с ключевыми ведомствами по изысканию резервов,
- по итогам этих встреч будет принято финальное решение по бюджету,
- за 1 полугодие 2016 г: доходы сократились на около 12% , в сравнении с 1м полугодием 2015 г, дефицит бюджета - более 4%, примерно на 30% снизились доходы от нефтегазовой отрасли промышленности. но особого отставания от бюджетных обязательств нет из-за заимствования из резервных фондов и на рынке,
- текущий дефицит бюджета 4% - выше планового 3,3 %, поэтому вопрос об увеличении расходов или принятии решения о доиндексации не рассматривался,
- уровень номинальных расходов в 2016 г - это 15,785 трлн рублей, уровень дефицита бюджета 3,2% ВВП в 2017 г,
- к 2020 г дефицит бюджета и ненефтегазовый дефицит бюджета, как и поручал Президент, будет снижен в 2 раза, с 9,1% ВВП до 4,5–4,6% ВВП,- это безопасный уровень при изменении макроэкономической ситуации.
Оговорка по ценам на экспортные товары, очевидно, похожа на оговорку по Фрейду.
Россия, хотя и сидит на нефтегазовой игле, тем не менее экспортирует не только нефть и газ.
Важными статьями российского экспорта являются: оборудование и технологии для атомной энергетики, продукции (готовой и в слитках) металлургической промышленности, продукция химпрома, вооружение. электротехнику и продовольствие.
Сложно, очень сложно считать стоимость экспорта металлопроката и другой продукции в долл США/барр.
Но, оговорка А. Силуанова объяснима.
Все мысли только о нем, о нефтегазе.
Даже обыватели понимают, что изменение структуры поступлений в федеральный бюджет связано не с ростом приходов от не нефтегазовых источников, а снижением поступления от нефтегаза страны.
Именно из-за падения цен на нефть и газ правительство вынуждено перекраивать бюджет.
Решение о стабилизации расходов бюджета на 3-летку, вероятно, правильное теоретически, но для обывателей выглядит катастрофическим.
Фиксация расходов бюджета в номинальном выражении на ближайшие 3 года на уровне 2016 г, означает их практическое сокращение, если учитывать инфляцию.
Пока А. Силуанов лишь излагает позицию Минфина РФ, впрочем поддержанную правительством.
На заседании правительства 7 июля 2016 г Д. Медведев поведал о том, что правительство планирует рассмотреть проект федерального бюджета на 2017 г и на 3-летку в середине октября 2016 г, затем проект будет внесен в ГД РФ.
Для любознательных напомним. что в январе 2016 г Д. Медведев поручил А. Улюкаеву подготовить план корректировки федерального бюджета страны и предоставить Минфину РФ предложения по сокращению расходов на 10%.
Уже в феврале 2016 г А. Силуанов предлагал сократить расходы по поддержке экономики в 2016 г.
Тогда было решено около 136 млрд рублей изыскать от сокращения расходов, почти 300 млрд рублей - из пока не созданного антикризисного фонда , около 40 млрд рублей - из Фонда национального благосостояния.