Правительство Мурманской области выбрало 36 приоритетных инвестпроектов Кольской опорной зоны для включения в госпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны РФ.
Предлагаемые проекты обсуждались на 2м заседании проектного офиса по подготовке предложений по созданию и развитию Кольской опорной зоны, прошедшем 12 октября 2016 г под председательством 1го замгубернатора А. Тюкавина.
По итогам заседания из первоначально сформированного перечня проектов Кольской опорной зоны, включавшего 92 проекта общей стоимостью более 644 млрд руб, отобрано 36 приоритетных инвестпроектов для включения в госпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 г и дальнейшую перспективу.
Сумма инвестиций в отобранные 36 проектов не называется, поскольку часть проектов находится в доработке.
Среди них проекты развития горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, коммунальной, энергетической и экологической инфраструктуры.
Центральными станут проекты по развитию транспортной инфраструктуры.
Проект по развитию Мурманского транспортного узла включает создание глубоководных морских терминалов по перевалке угля, нефтяных грузов и контейнеров, а также создание условий для увеличения пассажиропотока.
Проект предполагает строительство к порту железнодорожной ветки от ст Выходной до ст Лавна Октябрьской железной дороги длиной 46 км и железнодорожного мостового перехода через Кольский залив.
Стоимость работ оценивается в 41 млрд руб.
В рамках проекта завершены реконструкция морского вокзала и пирса дальних линий Мурманска, что позволит принимать большие круизные суда.
В августе 2016 г Мурманская область представила свой пилотный проект по созданию опорной зоны развития в Арктике.
Основной специализацией Кольской опорной зоны станут сервисное обеспечение мореплавания по трассам Северного морского пути (СМП).
Реализации этого плана будут способствовать программа обновления атомного ледокольного флота и комплексное развитие Мурманского транспортного узла.
Также Кольская опорная зона обеспечит реализацию проектов по освоению нефтегазовых морских месторождений в российском секторе Арктики, добыче и переработке водных биологических ресурсов и различных видов стратегического минерального сырья.
1 из таких проектов может стать может стать проект по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ), который был заморожен в 2012 г из-за снижения цен на газ.
Но об этом говорить рано, проект хоть и не снят с повестки дня, но отложен до 2030х гг.
Все планируется создание 8 опорных зон развития в Арктике.
Опорные зоны обеспечат условия для освоения ресурсной базы арктической зоны и российского континентального шельфа, совершенствование транспортной инфраструктуры, развитие СМП, и в целом формирование благоприятных условий для предпринимательской, хозяйственной и иной деятельности.
Планируется, что каркас опорных зон развития в Арктике должен формироваться в 1ю очередь из реализуемых и уже реализованных инфраструктурных и производственных проектов.