Судебное слушание в г Стокгольме по налоговым спорам между ExxonMobil и Россией в рамках проекта Сахалин-1 отложено, поскольку стороны договорились урегулировать разногласия вне суда.
Об этом 28 апреля сообщил Минфин РФ.
Арбитражное разбирательство продолжается несколько месяцев.
Слушания по этому делу были назначены на 24-28 апреля 2017 г.
Представители ExxonMobil - этого продукта удачного слияния осколков Стандарт Ойл Д. Рокфеллера, пока не комментируют эту информацию.
Весной 2015 г ExxonNeftagas - дочка ExxonMobil, дерзко потребовала от России вернуть около 500 млн долл США налога на прибыль по проекту Сахалин-1.
Компания посчитала, что эта сумма переплачивалась с 2009 г, когда ставка налога на прибыль в России снизилась до 20 %, а ExxonMobil облагалась налогом с 35 % прибыли, поскольку это было установлено условиями соглашения о разделе продукции (СРП) по Сахалин-1 ( 22 % - это был региональный налог на Сахалине и 15 % - федеральный).
Но еще в сентябре 2015 г президент Exxon Neftegas Ltd У. Варвик миролюбиво заявлял, что иск - иском, но стороны конфликта продолжают переговоры как в г Хьюстоне, так и в г Москве.
Иск ExxonMobil выглядела дерзким только на 1й взгляд, на самом деле компания действовала по правилам, потому что условия соглашения по проекту Сахалина-1 имеют статус закона, то есть основные условия его реализации должны быть неизменными с момента заключения, а любые поправки могут быть внесены только судом.
Но в РФ и не такие законы поправлялись, поэтому нужна была добрая воля, которой тогда не было.
Позиция РФ в то время была жесткой:
- Минфин считал, что иск ExxonMobil основан на выборочном толковании СРП в отрыве от других положений и экономической логики,
- Минфин утверждал, что участники проекта платят столько, сколько обязались, и «написанного пером не вырубишь топором»,
- на проекте Сахалин 1 неожиданно в результате проверок были найдены замечания.
- ВРИО губернатора Сахалина О. Кожемяко, переживающий за региональные налоги в 2015 г строго заявил о том, что позиция России остается неизменной,
- глава Минэнерго РФ А. Новак заговорил о смене приоритета с ExxonMobil на Shell, с которой Газпром тогда умело подписал Меморандум по реализации проекта строительства 3й линии (train) СПГ-завода Сахалина-2,
- в марте 2015 г Д. Песков обидно заявил о том, что В. Путин пока что не планирует встречаться с Р. Тиллерсоном во время его визита Россию.
Но ExxonMobil была тогда очень опечалена своей финансовой ситуацией.
Компания потеряла 6% выручки в 2014 г и 45,7% чистой прибыли в 1м квартале 2015 г, и тоже отступать не собиралась.
В случае победы ExxonMobil в суде на протяжении всего проекта потери России могут составить 16 млрд долл США.
Любопытно, что в 2015 г самую миролюбивую позицию занял И. Сечин, мягко отметив, что иск никак не скажется на сотрудничестве с ExxonMobil.
Возможно, ему не нравился крен властей РФ в сторону Shell. которая успешно реализовывала проект Сахалин 2.
Сахалин 2 - единственный действующий в России СПГ завод мощностью 9,6 млн т/год СПГ.
Оператор Сахалин 2 - компания Sakhalin Energy Investment (SEIC) с акционерами: Газпром с долей участия - 50% +1 акция, Shell - 27,5% -1 акция, Mitsui -12,5% и Mitsubishi -10%.
Не придя к консенсусу в переговорах с Министерством финансов в марте 2015 г, ExxonNeftagas обратилась в Стокгольмский арбитраж.
Минфин РФ после подачи иска заявил, что Россия убеждена в своей правоте и готова отстаивать позицию по этому вопросу в суде.
Ситуация изменилась после 9 марта 2017 г, когда новый глава ExxonMobil Д. Вудс неожиданно для обывателей встретился с В. Путиным, хотя Д. Песков дипломатично заявлял о том, что налоговый спор по Сахалин 1 не обсуждался.
Но компромисс был найден в тот же день на встрече Д. Вудса с министром энергетики РФ А. Новаком и И. Сечиным.
Уже в конце марта Минфин миролюбиво заявил, что Россия готова к внесудебному урегулированию спора с ExxonMobil по налогам проекта Сахалин-1 на взаимовыгодных условиях.
Между тем сумма требований ExxonMobil выросла с момента подачи иска со 121 млн долл США до 637 млн долл США.
Есть нюанс. Политика в руках умелых политиков дорогого стоит. В апреле 2017 г ExxonMobil сделала сенсационный запрос властям США с просьбой разрешить бурение на черноморском шельфе России. Несколько дней это было новостью номер 1 во всем мире. Правительство США отказало, показав американским налогоплательщикам то, что из -за политики американская компания может потерять многие миллионы прибыли. Мелочь? В политике мелочей не бывает.
Роснефть имеет долю участия 20 % проекта Сахалина-1.
ExxonMobil - оператор проекта Сахалин-1 с долей участия 30%.
Другие участники проекта - ONGC -20% и Sodeco - 30%.
Проект Сахалин 1 предусматривает разработку 3х месторождений, расположенных на северо-восточном шельфе Сахалина в акватории Охотского моря: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги.
Коммерческая добыча нефти на проекте ведется с конца 2005 г.