Москва, 15 окт - ИА Neftegaz.RU. Счетная палата считает слишком оптимистичным заложенный в бюджете на 2019-2021 гг. курс рубля в сценарии сильного падения цен на нефть.
Об этом сообщается в заключении ведомства на проект бюджета.
Основные тезисы документа:
- заложенная в основу консервативного варианта гипотеза об умеренном ослаблении курса национальной валюты в условиях существенного снижения нефтяных цен избыточно оптимистична, даже при наличии компенсирующих механизмов, связанных с реализацией бюджетного правила;
- существенное снижение нефтяных цен может приводить к более существенной коррекции курса;
- бюджет может недополучить дивиденды в 2019 г. на сумму 392,3 млрд руб., в 2020 г. - 423,5 млрд руб., в 2021 г. - 491,3 млрд руб.;
- бюджет в 2019 г. может недополучить по платежам при пользовании природными ресурсами 49 млрд руб.;
- в 2020 г. бюджет РФ может недополучить поступлений по платежам при пользовании природными ресурсами - 49,8 млрд руб.;
- бюджет в 2021 г. может недополучить 141 млрд руб. налога на добычу горючего природного газа;
- существуют риски недопоступления налога на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья в 2021 г. в сумме 141,016 млрд руб.;
- в законопроекте бюджета прописано получение 587,6 млрд руб. от НДПИ на добычу газа, при этом прогноз ФНС существенно меньше - 446,6 млрд руб.;
- прогноз поступлений НДПИ на природный газ должен составить 446,6 млрд руб., или на 141 млрд руб., или на 24% меньше суммы, учтенной в законопроекте.
Прогноз, одобренный правительством РФ, который использовался для составления проекта федерального бюджета на 2019-2021 гг, был разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Оба варианта предусматривают понижательную динамику цен на российскую экспортную нефть марки Urals.
В базовом варианте цены снижаются на протяжении всего прогнозного периода: с 69,6 долл. США/барр в 2018 г. до 57,9 долл. США в 2021 г. и до 53,5 долл. США в 2024 г.
В консервативном варианте Urals резко дешевеет к 2020 г. до 42,5 долл. США/барр, и в дальнейшем прогнозируется слабый рост цен до 43,3 долл США/барр в 2021 г. и до 45,9 долл. США в 2024 г.
И если в динамике нефтяных цен есть существенные различия, то прогнозная динамика курса рубля в базовом и консервативном вариантах различается меньше.
Так, в базовом варианте ожидается ослабление национальной валюты с 61,7 руб./долл. США в 2018 г. до 63,9 руб./долл. США в 2019 г., до 64 руб./долл. США к 2021 г. и до 68 руб./долл. США к 2024 г.
В консервативном - до 65,7 руб./долл. США в 2019 г., до 67,5 руб./долл. США в 2021 г. и до 69,9 руб./долл. США к 2024 г.
Степень согласованности прогнозов правительства и Банка России понизилась по сравнению с аналогичным прошлогодним прогнозом, говорится в заключении Счетной палаты.
Так, в базовых вариантах прогноза на 2018-2020 гг. ЦБ и правительство исходили из одинакового уровня инфляции (4%) и практически одинаковых цен на нефть, которые в их прогнозах различались лишь на 0,2 долл. США/барр в 2018 г. и 0,4 долл. США/барр в 2019 г.
«Однако разница по цене на нефть в рассматриваемых прогнозах возросла до 3,4 долл. США/барр. в 2019 г. и 4,7 долл. США/барр. в 2020 г.» - говорится в документе Счетной палаты.
Кроме того, в прогнозе, заложенном в бюджет, предполагается, что инфляция в 2019 г. составит 4,3%, в то время как Банк России прогнозирует ее на уровне 5-5,5%.
В прогнозе для бюджета предполагается, что, несмотря на имеющиеся негативные факторы, политика Банка России позволит обеспечить в 2019 г. сравнительно небольшое превышение инфляции над целевым уровнем (4,3% по сравнению с 4%).
«Данный аргумент представляется неудовлетворительным, так как сам Банк России оценивает инфляционную ситуацию иначе. При этом задачи по поддержанию ценовой стабильности возложены действующим законодательством именно на него», - говорится в заключении контрольного ведомства.