О ходе их реализации губернатор Мурманской области А. Чибис доложил в президенту РФ В. Путину в ходе рабочей встречи 18 апреля 2024 г., прошедшей в режиме видеоконференцсвязи.
Новый срок А. Чибиса
Встреча состоялась в 1й рабочий день А. Чибиса после покушения 4 апреля 2024 г.Напомним, что 4 апреля после встречи с жителями г. Апатиты на А. Чибиса напал мужчина с ножом и ранил губернатора в живот.
Нападавший житель г. Апатиты А. Быданов объяснил свой поступок личной неприязнью к главе региона, хотя лично с ним не был знаком.
А. Чибиса прооперировали, 12 апреля губернатора выписали домой.
В начале встречи В. Путин поинтересовался здоровьем А. Чибиса, на что губернатор ответил, что восстанавливается и уже приступил к работе.
А. Чибис доложил об итогах 5 лет своей работы на посту губернатора Мурманской области.
Тезисы от А. Чибиса:
- с 2019 по 2023 гг. рост внутреннего регионального продукта составил 2,5 раза на душу населения, а по показателю на человека - мы на 10м месте в стране,
- объем инвестиций, фактически вложенных в развитие, - 1,2 трлн руб., мы лидеры среди арктических территорий в нашей стране по объёму вложенных инвестиций и лидеры по количеству резидентов Арктической зоны,
- налоговые режимы, режимы преференций - ТОР Столица Арктики и Арктическая зона Российской Федерации - показывают свою эффективность, объем инвестиционной активности продолжает расти,
- на следующие 10 лет объем инвестиций по проектам, над которыми мы работаем, превышает 3 трлн руб.
Напомним, что А. Чибис руководит Мурманской областью с марта 2019 г. в статусе врио губернатора, в сентябре того же года А. Чибис выиграл губернаторские выборы.
В сентябре 2024 г., в единый день голосования, в регионе пройдут выборы губернатора, В. Путин пожелал А. Чибису успехов.
Инвестпроекты Мурманской области
В числе крупных инвестпроектов, реализуемых в регионе А. Чибис назвал газификацию, Мурманский транспортный узел (МТУ) и разработку литиевых месторождений.Газификация
А. Чибис поблагодарил В. Путина за поддержку и принятие решения о газификации Мурманской области.С соответствующей просьбой А. Чибис обратился к В. Путину в июне 2022 г.
В июне 2023 г. на ПМЭФ А. Чибис и глава Газпрома А. Миллер подписали соглашение о газоснабжении и газификации Мурманской области, в рамках которого правительство Мурманской области разработает прогнозный топливно-энергетический баланс региона, а Газпром скорректирует генеральную схему газоснабжения региона и определит оптимальный вариант его газификации.
Тезисы от А. Чибиса:
- работа идет, мы снимаем вопросы, которые возникают на уровне правительства РФ,
- в рамках соглашения с Газпромом мы сейчас детально дорабатываем программу газификации, планируем ее в 2024 г. зафиксировать по срокам, куда какая труба идет от газопровода,
- но главный вопрос, который сейчас пока находится в стадии решения, - конечная цена газа,
- правительством дано поручение ФАС посчитать, какая будет цена для конечного потребителя,
- принципиально важно прямо зафиксировать, чтобы она была в пределах +/- среднероссийской,
- тогда инвесторам, в т.ч. компаниям ФосАгро, ЕвроХим, очень понятно будет считать инвестпроекты по строительству заводов,
- и главное, нам будет понятно, сколько будет стоить тепло для населения, для того чтобы оптимизировать платежи наших людей за тепло, потому что они существенно бьют по карману.
Газ для газификации Мурманской области будет поступать по газопроводу Волхов - Мурманск - Белокаменка.
Поставляемый газ также будет использоваться для производства сжиженного природного газа (СПГ) на планируемом НОВАТЭКом заводе Мурманский СПГ мощностью 20,4 млн т/год.
Строительством газопровода Волхов - Мурманск займется НОВАТЭК, а после его завершения передаст газопровод Газпрому в рассрочку и будет платить тариф за прокачку газа по нему.
Параметры газопровода Волхов - Мурманск в настоящее время еще до конца не определены.
Протяженность газопровода составит 1,4 тыс. км, он пройдет от г. Волхов в Ленинградской области, с юга на север республики Карелия (гг. Сегежа и Костомукша), и далее в Мурманскую область (гг. Кандалакша, Апатиты, Мурманск).
Мощность газопровода по текущим планам составит 40 млрд м3/год (30 млрд м3/год для нужд Мурманского СПГ и 10 млрд м3/год на газификацию севера республики Карелия и Мурманской области), в схеме территориального планирования в области федерального транспорта указана мощность газопровода Волхов - Мурманск - Белокаменка в 41,2 млрд м3/год.
Рассматривается вопрос об увеличении мощности до 50 млрд м3/год.
Стоимость газопровода Волхов - Мурманск - Белокаменка оценивается в диапазоне 450-500 млрд руб., а с учетом компрессорных станций (КС), количество которых пока не определено - 700-900 млрд руб. без учета НДС.
Высокая стоимость проекта обусловлена прохождением трассы по сложным для строительства районам (обжитые районы Ленинградской области, пересечение множества водных преград и коммуникаций, обводненные, болотистые и скальные грунты).
Также на стоимость повлияет количество КС и применение лупингов (участков, параллельных основному газопроводу и используемых, в частности, для увеличения его пропускной способности).
Если эта стоимость будет полностью переложена в тарифы для конечных пользователей, то газификация Мурманской области может упереться в высокую цену газа.
В связи с этим А. Чибис попросил поддержки у В. Путина, чтобы цена для конечного потребителя не отличалась существенно от среднероссийской, что позволит оптимизировать платежи населения за коммунальные услуги и структурировать инвестпроекты по перерабатывающим мощностям сырья, добываемого на территории Мурманской области.
Литий
В числе важнейших стратегических проектов А. Чибис отметил разработку литиевых месторождений.Тезисы от А. Чибиса:
- прошли геологоразведочные работы на литиевом месторождении,
- по их итогам наша страна может войти в тройку лидеров по запасам лития,
- объемы запасов на Кольском п-ве оказались даже больше, чем предполагали,
- чтобы этот проекты реализовать, нужна инфраструктура: электросети, дорога,
- работа сейчас ведется, это для нас еще одна глобальная точка роста, для всей страны - стратегически.
В феврале 2022 г. были определены победители аукционов на 2 крупных месторождения лития в Мурманской области - Колмозерское месторождение получил Полярный литий, СП Росатома и Норникеля, Полмостундровское - Арктический литий, СП ТД ХАЛМЕК и Химико-металлургического завода (ХМЗ).
Норникель Технические сервисы и РУСБУРМАШ, геологоразведочная и буровая компания горнорудного дивизиона Росатома, в 2023 г. провели дополнительные геологоразведочные работы (ГРР) на Колмозерском месторождении.
Также дополнительные ГРР РУСБУРМАШ провел на Полмостундровском месторождении.
На Колмозерском месторождении планируется перерабатывать 1,96 млн т/год руды и выпускать 45 тыс. т/год карбоната и гидроксида лития, запуск опытно-промышленной установки ожидается в 2026-2027 гг., а к 2030 г. должна начаться промышленная эксплуатация Колмозерского ГОКа.
На Полмостундровском месторождении к 2026 г. планируется производить порядка 20 тыс. т/год продукции в пересчете на карбонат лития.
МТУ
Проект Мурманского транспортного узла предусматривает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в т.ч. угольного и нефтяного терминалов, и ж/д-инфраструктуры.В состав МТУ в т.ч. входят комплекс перегрузки угля Лавна, нефтеналивной терминал Лавна, терминала навалочных грузов Тулома для выгрузки минеральных удобрений и апатитового концентрата из ж/д-вагонов, их кратковременного хранения на складах и погрузки на морские суда.
А. Чибис поблагодарил В. Путина за поддержку этого проекта.
Тезисы от А. Чибиса:
- благодаря решению по финансированию в 2023 г. мы достроили новую железную дорогу (ветка Выходной - Лавна) - почти 50 км на западный берег Кольского залива, в декабре запущено рабочее движение по этой дороге,
- в активной стадии строительства новый порт Лавна, запуск планируется в августе 2024 г.,
- приступаем к практической реализации проекта мультимодального порта с нашими белорусскими партнерами, уже отработан земельный участок и определена территория,
- терминал Тулома - проектная документация готова, но пока он не находится в стадии реализации, потому что собственник размышляет над тем, чтобы увеличить его мощность.
В связи с реализацией этих проектов А. Чибис попросил у В. Путина о решении вопросов по увеличению провозной способности для портов Мурманской области в рамках формируемого нацпроекта «Транспорт» и формируемой инвестпрограммы РЖД.
Пропускная способность железных дорог на конец 2024 г. составит 45 млн т/год, а с учетом реализуемых и запускаемых инвестпроектов, к 2030 г. Мурманской области необходима провозная способность в 110 млн т/год.
А. Чибис попросил поддержки в виде президентского поручения, чтобы Мурманская область и правительство РФ доработали все необходимые решения, чтобы обеспечить долгосрочную провозную способность по ж/д к стратегическим пунктам региона.