Соответствующие письма сенатор направил на имя главы Минэнерго А. Новака и помощника президента РФ М. Орешкина. Документы оказались в распоряжении РИА Новости.
Тезисы А. Кутепова:
- в рамках проработки вопросов о совершенствовании механизмов газификации выявлены проблемы взаимодействия газораспределительных организаций и ФАС России;
- в рамках «единого подхода» ФАС России не учитывает особенности экономического развития регионов и влияния таких решений на хозяйственную деятельность газораспределительных организаций;
- игнорируются разные экономические условия деятельности газораспределительных организаций, разная стоимость работ и услуг, формируемая в регионах, условия привлечения персонала на рынке труда, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о возможности передачи части полномочий ФАС России региональным регулирующим органам;
- тарифное регулирование ФАС России носит непрозрачный характер: в рамках рассмотрения тарифных заявок ФАС России не обеспечивает обратную связь, отсутствует информирование заявителей (газораспределительных организаций) об этапе рассмотрения соответствующей заявки, а сама заявка рассматривается длительное время;
- следует обратить внимание на подходы ФАС к порядку признания экономически обоснованных расходов газораспределительной организации, которые должны быть учтены в тарифах на транспортировку газа, и которые в нынешнем виде приводят к формированию расходов, не обеспеченных источниками финансирования и ведут к ухудшению финансового состояния газораспределительных организаций;
- особое внимание также следует обратить на практику регулирования платы за техприсоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в частности, категории льготных подключений (заявители с небольшим объемом потребления и строительством газопроводов-отводов протяженностью не более 200 м).
Здесь важно подчеркнуть, что ФАС определяет тарифы на транспортировку газа ТОЛЬКО по трубам Газпрома, а стоимость доставки независимыми поставщиками не регулируется.
Кроме него в России действуют около 20 других небольших собственников магистральных сетей в различных регионах.
Учитывая тот факт, что примерно 90% протяженности газопроводов принадлежит Газпрому - до звания «абсолютный монополист» ФАС не дотягивает совсем немного.
Понятно, что единая формула расчета цен, предложенная ФАС - не совершенна.
Беда в том, что если логистические организации получат возможность увеличивать цену на свои услуги, как предлагает сенатор - платить за это будет все равно конечный потребитель.
Это закон рынка.
Причем рост цен затронет население как минимум на уровень инфляции, а независимые поставщики газа могут столкнуться с еще большими финансовыми трудностями.
В конечном счете рост расходов на транспортировку приведет к удорожанию программы газификации и еще больше замедлит ее реализацию.
Зато выиграют региональные бюджеты: они смогут продавить повышение стоимости доставки газа и в результате обеспечить дополнительный приток средств, в т.ч. из прибыли дочек Газпрома .
Автор: А. Игнатьева