Постсоветские монополии сдерживают рост рынка
21 ноября в Центре международной торговли прошел Третий общероссийский круглый стол "Проблемы формирования альтернативного газомоторного топливного рынка", организованного "Деловой Россией", Евроазиатской ассоциацией газозаправочного бизнеса и рабочей группой "Демополизированный газ - 2004"
Несмотря на существенную разницу позиций участников дискуссии по ряду ключевых вопросов развития бизнеса ГМТ, все были едины в одном ? рынок ГМТ до сих пор не сформирован. В то время как в ряде стран бурно развивается автогазозаправочный бизнес, причем в значительной степени на ресурсах СУГ из России, в нашей стране он развивается хаотично на инициативе малого частного бизнеса, без рыночного регулирования и практически в ?непрозрачных? условиях взаимоотношений между субъектами рынка. К примеру, в Польше работают тысячи АГЗК, создана целая индустрия производства технологического оборудования и сервиса, в инфраструктурной подотрасли создано около миллиона рабочих мест. В России этой подотрасли фактически нет.
По мнению большинства участников дискуссии, прежде всего, развитие рынка сдерживают сырьевые и топливные постсоветские монополии. Именно они проводят ?антирыночную? ценовую политику и допускают ежегодное скачкообразное повышение цен на газ, значительно увеличивая прямые издержки АГЗК, которые, в свою очередь, жестко ограничены в свободе увеличения розничной цены и лишены возможности инвестировать средства в развитие своих предприятий. ?Рост цен привел к нарушению равновесного состояния на рынке?, - заявила представитель ФАС РФ И. Гречишкина.
По оценкам специалистов, цена на газ на автогазозаправках и так уже находится в своем максимальном пределе и дальнейший ее рост только свернет этот вид бизнеса. Поскольку конечный потребитель ? автовладелец, использующий газ в качестве альтернативы бензину ? просто перестанет его потреблять. И произойти это может на фоне общемировой тенденции постоянного роста числа потребителей и объемов производства сжиженного углеводородного газа (СУГ). Российские инвесторы, желающие вкладывать средства в развитие рынка ГМТ, не могут этого делать в условиях непредсказуемого роста цен.
?Каждое колебание цены вызывает ?спазм? у конечного потребителя и инвестора. Для последнего важно знать не только стартовые выгоды перехода на газ, но и эксплуатационные условия. Нет фьючерса ? нет рынка?, ? считает В. Маркин, заместитель генерального директора компании ?СУ-25?, занимающейся строительством технологических газовых котельных на Северо-Западе.
Другими важными проблемами газомоторного топливного рынка участники ?круглого стола? назвали отсутствие необходимой законодательной базы (соответствующий закон ?плавает? в Госдуме почти полтора года), институтов регулирования рынка ГМТ, доступных общих прогнозных данных о потребностях потребления по регионам и стране в целом, необходимость строительства хранилищ для СУГ. ?Во всем мире имеются резервуарные парки. Мы же четверть века говорим о необходимости создания таких хранилищ, но никто не вкладывается в развитие инфраструктуры. Фактически наши цистерны ? это и есть парк на колесах?, ? прозвучало мнение одного из руководителей транспортной компании ?СГ-Транс?.
Основным итогом ?круглого стола? стала оценка исключительной важности подобных встреч участников всех субъектов рынка. Было решено в рамках работы рабочей группы ?Демогаз-2004? и при участии ?Деловой России? организовывать профессиональные дискуссии, в ходе которых продолжался бы процесс согласования ныне разобщенных интересов и позиций, вырабатывались бы необходимые законодательные инициативы, нацеленные на поддержку автогазозаправочного рынка в России и его дальнейшее развитие.
?Сформировалась общая позиция ? газомоторный рынок СУГ нужен нашему бизнесу, также пришло понимание того, что ?так дальше жить нельзя?. На фоне мирового производства СУГ мы пока выглядим ?карликами?. Потребуется минимум еще два-три года серьезной работы всех участников газомоторного рынка СУГ для его окончательного формирования?, ? сказал президент Евроазиатской ассоциации газозаправочного бизнеса, директор отраслевых программ развития ?Деловой России? Юрий Егоров.