Китай и Иран ведут переговоры о «нефтяном бартере». Это оптимизация торговых отношений, а не гашение долга, о котором заговорили зарубежные СМИ.
Нефтяной бартер позволит властям обоих стран обойти американские санкции по отношению к Ирану, введенные в 2010 году ООН. ООН пошла на эти меры, опасаясь, что Тегеран занимается разработкой ядерного оружия под прикрытием мирной атомной программы. В результате Евросоюз и США ввели в отношении Ирана санкции, ограничив, в частности, сотрудничество с КНР в нефтегазовой сфере.
Китай и Индия – крупнейшие «нефтяные клиенты» Тегерана. Совместно они импортируют порядка трети добываемых в Иране углеводородов. Так, Китай импортирует уже на 49% иранской нефти больше, чем в начале года.
По данным зарубежных СМИ , после введения санкций ООН Китай задолжал за импорт нефти из Ирана 20 млрд долларов, и уже в ближайшее время эта сумма может увеличиться до 30 млрд долларов. Индия тоже в должниках: она не оплатила еще порядка пяти млрд долларов, что вынудило Иран вынести ей предупреждение. Если долг не будет оплачен, Индия может лишиться иранского топлива.
На эту информацию немедленно отреагировал министр экономики Ирана С. Хосейни,«заявления о том, что Китай должен Ирану за поставленную ему нефть 20 млрд. долларов, не соответствуют действительности, и я опровергаю эти заявления», сообщило агентство ИСНА.
Действительно, при активизации торгово - экономических отношений Ирана и Китая в различных отраслях от строительства самой высокой платины, до создания нефтегазового комитета, стремительно увеличивается движение дененжных средств. Поэтому такого долга быть не может.
Посол Ирана в Китае М. Сафари в интервью агентству ИРНА прогнозирует в текущем году товарооборот между двумя странами более 40 млрд долл США. Он добавил, что несмотря на антииранскую пропаганду западными СМИ, ирано-китайские связи будут укрепляться.
В качестве примера он привёл рост продаж иранских ковров в Китай с 200 тыс долл США, до 6 млн долл США за 7 месяцев текущего года.
А поставка китайских товаров в Иран - это просто очередная победа китайской промышленности.
Вместе с тем министр подтвердил наличие долга Индии, хотя отметил, что ведутся поиски путей его сокращения.