Амбициозный проект Украины по строительству регазификационного терминала по приему сжиженного природного газа (LNG-терминала) продолжается.
Напомним, что согласно проекту мощность терминала составит 2 млрд м3 СПГ к 2014 году, 5 млрд м3 газа - к 2015 году, и около 10 млрд м3 газа — к 2017 году.
Пока не выбраны компании – проектировщики ТЭО, не выбрана площадка для строительства и не выбран партнер по поставкам газа.
Однако, пришло время определяться с проектировщиками технико-экономического обоснования (ТЭО) для строительства.
Тендер на проектирование был объявлен ещё 8 июля 2011 года. Ко 2-му туру остались компании Ramboll Oil&Gas (Дания), испанские Foster Wheeler Iberia, Socoin, Sener и Technique Italy (Италия).
Остальные отсеялись с формулировкой «из-за ненадлежащей подготовки тендерной документации». Как можно в это верить? Серьезные компании, имеющие опыт организации строительства СПГ - терминалов, забыли поставить запятую?
Обычная практика в странах СНГ – отсеивать компании с такой формулировкой.
Чтобы угодить устроителям тендеров, нужно знать, что нужно конкретно написать. Чтобы знать, что писать, нужно знать устроителей тендеров и, возможно, договориться с ними.
Тендеры устраиваются, чтобы победили лучшие. На деле, как говаривал В.Черномырдин, «получается, как всегда».
Стоимость строительства терминала будет в пределах 1-1,8 млрд долл США. Разброс связан в 1-ю очередь с месторасположением строительства. Возле Одесского припортового завода будет дешевле, а у Березанского лимана, наверное, дороже.
Главное для Украины – построить этот терминал. В конце концов, заполнить его удастся. Это, в 1-ю очередь, будет СПГ из Азербайджана. Катар, вероятно, не повезёт СПГ в Украину. Однако может заключить договор и поставить, например, российский газ на условиях взаимозамены, где- нибудь CIF Индия.
СПГ, наряду со сланцевым газом, теоретически, позволят Украине стать энергетически независимой от России. Добавьте к этому планы В.Януковича договориться с «другом» У.Чавесом о поставках венесуэльской нефти в Украину. Становится очевидно, что Украина набирает очки в гонке с Россией. Это печально, когда вместо кратчайшего и эффективного пути транспортировки российского газа в Европу по ГТС Украины, братские страны используют любые возможности, чтобы только не дружить. Виноваты, вероятно, обе стороны, но, очевидно, что выиграют от этого другие. Те, кто, возможно, и организовал это противостояние.