Белоруснефть заключила договор на геологическое изучение и поиск в Белоруссии сланцевого газа на 8-и участках, расположенных в 3-х областях страны.
«Сегодня в Белоруссии этим вопросом занимаются и наши геологи. Прорабатывается вопрос и для Белоруснефти, и Белнефтехима, т.е. разные ведомства заинтересованы в разработке сланцевого газа. Но для того чтобы начать его разрабатывать, надо понимать, есть ли он, в каких количествах его можно извлечь. Поэтому пока мы этим занимаемся на уровне геологических исследований в стране», - размышляют в Беларуси.
О разработке месторождений речь пока не идет.
А зря, условия для этого есть.
Власти поддерживают эту идею, а нефтегаз Белоруссии достаточно развит.
Постановлением министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии №36 от 1 августа 2012 г Белоруссия увеличила количество предлагаемых в концессию участков недр для поиска сланцевого газа с 1 до 8-и.
В концессию предлагаются 8 участков общей площадью 5,525 тыс км2.
4 участка расположены на территории Гомельской области: Октябрьский (общая площадь - 437 км2); Комаровичский (387,7 км2), Савичский (653 км2); Ельский (506,4 км2).
Три участка находятся в Брестской области: Каменецкий (1,124 тыс км2), Шерешевский (1,126 тысячи квадратных километров) и Жабинковский (880 км2).
Также концессионерам предлагается Калиновский участок, расположенный на территории Гомельской, Могилевской и Минской областей, общей площадью 411,1 км2.
Было отмечено, что российской стороне не стоит испытывать беспокойства по поводу того, что Белоруссия откажется от поставок газа из РФ, если сланцевый газ будет найден.
В Белоруссии накоплен большой опыт в нефтегазодобыче.
Белоруснефть и Белнефтехим смогут обеспечить выполнение таких проектов.
Месторождений нефти в Белоруссии недостаточно для развития несколько застоявшейся в своем развитии Белоруснефти.
В 2011 г под нажимом США Белоруснефть прекратила свою деятельность на месторождении Джофеир в Ираке, что тоже не способствовало развитию компании.
Общаясь с представителями компании на MIOGE 2011 журналисты Neftegaz.RU почувствовали некую безысходность в их словах.
Промышленная добыча сланцевого газа не только повысить энергонезависимость страны, но и позволит поступательно развиваться Белоруснефти.
В настоящее время Белоруссия потребляет 21 млрд м3/год газа.
С окончанием строительства АЭС на Островецкой площадке в Гродненской области потребление газа может уменьшиться до 6 млрд м3/год газа.
Строительно-монтажные работы по 1-му блоку предусматривается завершить в 2017 г, ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год. По 2-му блоку сроки – 2019 г и 2020 г соответственно.
Добыть 6 млрд м3/год газа белорусскому нефтегазу по силам, но вряд ли это возможно сделать из-за специфики добычи сланцевого газа.
Преимущества сланцевого газа одновременно являются и его недостатками.
Приближенность к центрам потребления накладывает ограничения по экологии. Технология ГРП, необходимая для добычи сланцевого газа, предполагает закачивание воды в пласт.
Если в пласте останется вода с породой, то это приведет к поднятию земной поверхности, техногенным подвижкам разных участков пласта, что может привести к оползням.
Однако и это не все.
Показательна, в этом смысле ситуация Chesapeake Energy, которая вынуждена продавать свои активы.
Свои 1-е скважины Chesapeake Energy строила в местах наибольшей мощности пласта (150–270 м). Хотя активное бурение продолжается, в последние годы добыча газа у компании не очень растет.Это означает, что вновь пробуренные скважины лишь компенсируют падение дебита в ранее пробуренных стволах.
Однако, продолжая бурение, но не увеличивая добычу,компания не может расплатиться с многомиллиардными кредитами.
Но, технический прогресс это не остановит, особенно в Белоруссии.
Что это значит?
Это значит, что Белоруссия после начала промышленной добычи сланцевого газа повысит энергоэффективность страны и загрузит отечественную нефтегазовую компанию, и вероятно, практически прекратит импорт российского газа.
А у Газпрома дебит-кредит уменьшится еще на 15-17 млрд м3/год газа.
Остальную часть газа Белоруссии все-таки придется импортировать.
Но, для Газпрома здесь все не так плохо.
Не нужно забывать, что Белтрансгаз стал дочерней структурой Газпрома.
Что-то типа 3-го энергопакета по- белорусски.
А значит весь добываемый предприятиями Белоруссии сланцевый газ после соответствующей подготовки будет направлен для транспортировки в ГТС Белтрансгаза.
И здесь возможны варианты.
Научно-практическая конференция по экологически безопасному использованию природных ресурсов в г Минске, проходящая 11 октября 2012 г в рамках XVII Белорусского энергетического и экологического конгресса, дала пищу для размышлений не только по сланцевому газу.
Академик И.Лиштван с достоинством сообщил, что в Белоруссии могут добываться и сланцевая нефть с бурым углем.
«Наши сланцы не так хороши, но они позволяют получить до 10% сланцевой нефти, что весьма немаловажно, – заявил Лиштван. – Мы доказали, что можем получить сланцевую нефть по стоимости меньше 100 долл США/барр, такая нефть окажется экономически выгодной».
По его мнению, Белоруссия располагает запасами в 8,8 млрд т горючих сланцев.
Простой расчет показывает, что из этого количества можно добыть 880 млн т нефти. Чисто теоретически.
Надеется И. Лиштван и на глубокую переработку белорусских углей с получением энергоносителей и продуктов топливного использования. Исходные данные для проектирования такого производства уже подготовлены.
В 2012 г завершается детальная разведка Лельчицких месторождений бурых углей и на госсовете по минерально-сырьевым ресурсам планируется рассмотреть вопрос о возможности их добычи.
«Если бы нам удалось при добыче 1,5 млн т угля полностью перерабатывать отходы от сжигания различного рода элементов, то ежегодный экономический эффект составил бы 150 млн долл США/ год», - оптимистично добавил И.Лиштван.
Но, ведь есть еще Бриневское месторождение с запасами 41.79 млн т, Житковичское - 47,97 млн т и Тонежское месторождения- 40,04 млн т, поэтому эффект будет еще больше.