Правительство в декабре 2012 г рассмотрит возможность допуска частных компаний к разработке углеводородных месторождения на шельфе, сообщил 29 ноября 2012 г на брифинге по итогам заседания правительства вице-премьер А. Дворкович.
"Совещание у председателя правительства по вопросам разработки шельфа запланировано на декабрь 2012 г,- сказал он. - Там, в частности, будет обсуждаться вопрос допуска иных компаний, кроме тех, которые сегодня уже работают на шельфе".
Существует несколько схем допуска частных компаний на шельф, например, предложения Минприроды и Минэнерго.
"Есть разные варианты к каким стадиям разработки допускать компании",- уточнил А. Дворкович.
Сейчас Роснефть и Газпром являются единственными компаниями, которые имеют право добывать нефть и газ на шельфе России.
По российским законам, получить право на разработку месторождений могут только государственные структуры с опытом работы в этой сфере не менее 5 лет.
В России само понятие частной компании в нефтянке становится чем-то вроде атавизма.
Последним бастионом частного характера компаний была ТНК-ВР, но и она пала.
В стране , где нефтяное лобби и власть, уже , вероятно, стали синонимами, можно не опасаться прихода частных компаний на шельф. Придут свои люди, или станут своими.
Поэтому, когда в апреле 2012 г, В. Путин сказал, что к разработке шельфа нужно допустить частные компании, он ничуть не рисковал.
Любые, будь они русские или иностранные, тоже неважно.
Министр энергетики А. Новак всеже отметил, что привлечение частных компаний в проекты возможно, но только в качестве операторов, которые займутся геологоразведкой.
ЛУКОЙЛ в октябре предложил 2,7 млрд долл США государству за допуск к шельфу.
Хороший метод.
А.Дворкович недавно заявил, что «причин для роста доли государства в нефтяном секторе РФ нет, а конкуренция компаний эффективна».
О какой конкуренции говорит А.Дворкович не совсем понятно,существенная часть лицензий выдается без конкурса 2-м сразу понятным компаниям, Роснефти и Газпрому.
У государства нет претензий к Роснефти по соблюдению лицензий по шельфу.
При существующих ценах на нефть, рынок должен работать стабильно и не подвергаться изменениям.
Роснефть и Газпром становятся основными источниками выполнения бюджета страны.
Консолидируя нефтянку, власть упрощает систему пополнения бюджета, спрямляя и укрупняя финансовые потоки.
Стратегия , в общем-то правильная, потому что нефти и газа хватит надолго.
Гораздо более важная задача для власти - это обеспечить рост продаж углеводородов на экспорт.
Если с нефтью , в этом смысле - проблем нет, то с газом - определенные проблемы.
Интересно, что внедрение зарубежных инновационных технологий добычи и переработки углеводородов власти приветствуют. В случае с трейдерством ситуация другая.
Постепенно выясняется, что трейдеры, ранее известные как международные, являются существенно афффилированными структурами с российскими гражданами и компаниями.
Вернувшись к теме частных компаний на шельфе, добавим, что допуск частных компаний на шельф может и не решить проблемы роста добычи углеводородов.
В связи со сложной ситуацией с нефтедобычей в Мексике, например, в 2008 г была проведена реформа законодательства в сфере энергетики с целью разрешить допуск частных и иностранных капиталов в нефтегазовую отрасль, однако данный процесс пока не получил широкого развития.
Но, неожиданно стимулировал работу нефтегазовых мэйджоров в Мексике.