С начала 2013 года профессиональное сообщество увлечено дискуссией о переходе отечественного транспорта на альтернативный вид топлива – природный газ. Многие считают, что метан способен стать серьезным конкурентом бензину и дизельному топливу. О том, почему сегодня именно метан считают самым перспективным видом топлива, мы поговорили с заместителем генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Газпром газомоторное топливо» Денисом Корниенко.
- Каковы основные тенденции рынка автомобильного топлива?
- Сегодня мир идет по пути энергоэффективности. Использование метана на транспорте - глобальный тренд. За последние 5 лет мировой парк метановых автомобилей вырос более чем на 80 %, а объем потребления природного газа в качестве топлива увеличился в три раза. На данный момент Россия находится лишь на 13 месте по количеству автомобилей, работающих на природном газе. Объемы потребления метана транспортом в таких странах, как США, Китай, Италия в разы превышают российские. В этом году распоряжение Правительства о переводе 50% общественного транспорта в городах-милионниках на природный газ дало новый импульс развитию отечественного рынка газомоторного топлива. Во многих регионах страны этот процесс уже начался: закуплены первые партии автобусов на метане, запланировано строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
- Расскажите подробнее, какие меры принимаются для развития рынка газомоторного топлива?
- Для расширения применения метана необходима, в первую очередь, синхронизация действий всех участников рынка. Потребитель должен быть обеспечен доступной заправочной инфраструктурой, а метановые заправки – загружены до определенного уровня. С целью эффективной координации всех процессов и создана компания «Газпром газомоторное топливо», которая выступает единым оператором этого рынка. Одна из первоочередных задач компании – создание масштабной сети объектов инфраструктуры по всей стране. На период 2013-2014 гг. утверждена инвестиционная программа, которая предусматривает вложения в размере 13,8 млрд рублей. Деньги будут направлены на строительство и реконструкцию АГНКС, создание пунктов переоборудования и технического обслуживания автотранспорта на метане. Параллельно компания ведет совместную работу с топливными сетями по дооснащению существующих АЗС и АГЗС модулями заправки природным газом. Подобные договоренности уже достигнуты с компаниями «Газпром нефть», «Газпром газэнергосеть» и «Татнефть». Мы можем говорить о том, что положено начало глобальному процессу создания инфраструктуры в масштабах всей страны.
- Существуют и другие альтернативные виды топлива. Почему приоритет был отдан именно метану?
- Прежде всего, потому что запасы этого топлива в нашей стране огромны. Я не случайно говорю: именно топлива, а не сырья. Ведь природный газ для того, чтобы стать топливом, не требует никакой переработки, кроме сжатия в компрессоре. Поэтому стоимость метана в среднем в 2-3 раза ниже цены бензина или дизеля. Перевод транспорта на природный газ означает сокращение расходов бюджетов всех уровней, перераспределение средств в пользу других направлений: ЖКХ, строительство, социальная сфера. Второй важный аргумент в пользу метана – его экологичность. Во многих крупных городах России, где доля загрязнений от транспорта доходит до 90%, проблема замещения бензина на транспорте очень актуальна. Метан соответствует экологическому стандарту Евро-5 и является одним из самых чистых видов топлива на сегодняшний день. Благодаря своим преимуществам, которые уже оценены по достоинству, метан может стать сильным конкурентом на топливном рынке.
- Повлечет ли переход на метан какие-либо изменения в действующее законодательство?
- Конечно, актуализация законодательной базы, регулирующей рынок газомоторного топлива, необходима. На сегодняшний день в разработке находится проект закона о снижении ставок транспортного налога. Ряд регионов, с которыми заключены соглашения, планируют разработать и ввести на уровне субъектов федерации дополнительные стимулирующие меры по переходу на метан. Министерство транспорта предложило продлить программу софинансирования закупки газомоторных автобусов регионами. Очевидно, что эти и подобные меры ускорят процесс перехода российского транспорта на метан.
- Каков прогноз долгосрочного развития рынка газомоторного топлива?
- Конечно, масштабное внедрение нового вида топлива на транспорте – это долгосрочная программа. Однако, нами установлен ряд целевых показателей развития. Например, планируется, что к 2020 году объем ежегодного потребления метана в России достигнет 10,4 млрд м3. К этому сроку на природный газ должно быть переведено 50% общественного транспорта и коммунальной техники, 30% грузового транспорта, 20% сельскохозяйственной техники и 10% частного автотранспорта. К 2020 году при планируемой динамике роста метан займет долю в 4,5% от общего объема реализуемого моторного топлива в России. Этот уровень станет отправной точкой для развития массового сегмента рынка и дальнейшего ускорения роста спроса на метан. Можно с уверенностью говорить о том, что параллельное расширение инфраструктурной сети обеспечит метану сильную конкурентную позицию на топливном рынке.