Газпром критически изучает стратегии развития, которыми руководствовался в последнее время, заявил глава компании А. Миллер на IV Петербургском международном газовом форуме.
По его словам, в настоящее время рынок Европы не является рынком потребителя, что ставит под вопрос целесообразность создания цепочки от добычи до сбыта на этом рынке.
«Это не значит, что Газпром откажется от каких-то проектов, но это значит, что они претерпят определенные изменения», - сказал А. Миллер.
По его мнению, доля сжиженного природного газа (СПГ) на мировом рынке достигла 30%, и в дальнейшем этот показатель не изменится.
Однако прогнозы больше не работают, как и стратегии, основанные на этих прогнозах, подчеркнул А. Миллер.
Тем не менее не вызывает сомнений, что к 2050 г потребление газа составит 1/3 всего мирового потребления, а мировая добыча превысит 7 трлн м3.
Основным потребителем газа станет энергетика.
«Сланцевая революция перешла в сланцевое подполье и стала региональным способом добычи газа на североамериканском рынке», - отметил глава Газпрома.
Сланцевый газ, как и СПГ, не выполнил возлагавшиеся на него мировые ожидания.
«По-видимому, мы будем наблюдать достаточно стабильную динамику добычи сланцевого газа.
В среднесрочной перспективе североамериканский рынок будет нацелен на решение своих внутренних проблем», - подчеркнул он.
Что касается европейского газового рынка, то его ожидает, по мнению А. Миллера, новое ценообразование, вне спотовых площадок.
На возобновляемые источники энергии (ВИЭ) ЕС потратил более 400 млрд долл США, а выбросы углекислого газа в Европе все равно увеличились.
Между тем, стратегия развития ВИЭ предполагала сокращение выбросов.
Как следствие, энергозатраты в продукции европейских компаний увеличились, а конкурентоспособность товаров уменьшилась.
По словам главы Газпрома, стратегия на развитие других способов доставки газа в Европу, в частности, доставки СПГ, не работает, поскольку Европа проиграла конкуренцию азиатскому рынку.
Намерение Европы перераспределить источники поставок газа пока увенчалось лишь проектом Южный газовый коридор мощностью 10 млрд м3 газа / год - закупки газа в Азербайджане/
«А мы все мы знаем, какой это маленький объем в сравнении с потребностями Европы», - подчеркнул А. Миллер.
Таким образом, другие источники поставок газа не сложились, «а значит, хабы не наполнились ликвидностью».
«По-видимому, грядет новое ценообразование на газ.
И это ценообразование может потеснить европейские хабы», - резюмировал А. Миллер.