Европу, и так сильно озабоченную диверсификацией поставок энергоносителей, пугают зависимостью от поставок нефти из нестабильных с геополитической точки зрения стран и регионов.
По данным доклада Cambridge Econometrics, подготовленного по заказу группы Транспорт и экология (Transport and Environment), такие поставки составляют около 80% европейского импорта нефти.
Что самое любопытное, помимо Ливии и Ирака, к геополитически нестабильным странам кембриджские экономисты отнесли и Россию.
По данным Cambridge Econometrics, Россия в 2015 г поставила около 30% всей нефти, импортированной странами ЕС из-за пределов блока.
Среди российских компаний больше всего от существующего режима нефтяного импорта выигрывают Роснефть и ЛУКОЙЛ.
Роснефть, действительно, стремится увеличить свою долю присутствия на традиционных рынках, в частности, в Европе.
В 2015 г по магистральному трубопроводу (МНП) Дружба Роснефть поставила нефтепереработчикам в ЕС около 28 млн т, что на 5,4% больше по сравнению с 2014 г.
В 2016 г этот объем компания планирует увеличить на 3-5%, до 28,7-29 млн т.
Более 40% импорта приходится на страны Ближнего Востока, Африки, Азербайджан и Казахстан.
Около 12% обеспечили американские корпорации ExxonMobil и Chevron.
В ТОП-10 компаний-поставщиков нефти для ЕС входят всего 2 европейские компании: Shell и Statoil, их совокупная доля составляет также около 12%.
Лучшим вариантом для ЕС Cambridge Econometrics считает перевод транспорта на другие виды топлива, так как именно транспорт обеспечивает 2/3 конечного спроса на нефть.
Для этого должны быть приняты новые стандарты выбросов углекислого газа для автомобильного транспорта с 2025 г и ускорен переход на электромобили.
Это полностью соответствует духу Парижского соглашения по борьбе с глобальным изменением климата, подписанного 22 апреля 2016 г в штаб-квартире ООН.
Такие изменения помогут создать около 2 млн новых рабочих мест в ЕС, снизить выбросы парниковых газов автотранспортом на 93%, повысить ВВП ЕС на 1%.