Кабмин Украины решил доискаться до причин повышения цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) в стране.
Изучить причины подорожания СУГ 1й вице-премьер Украины С. Кубов 23 августа 2017 г поручил ряду ведомств.
Рост цен на СУГ на Украние продолжается уже в течение последних нескольких недель и за это время цены на сжиженный газ (пропан-бутан) на Украине выросли в 1,5 раза.
На некоторых украинских АЗС автогаз продается уже по рекордным 16-16,5 грн/л.
Проанализировать ситуацию на украинском рынке СУГ и представить пути ее решения С. Кубов поручил Минэнергоугля, Государственной регуляторной службе, Антимонопольному комитету, Государственной фискальной службе и Госкомстату.
Ведомства должны в т.ч выяснить, не является ли сложившаяся ситуация следствием возможного нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.
Особо глубоко с поиском причины украинские власти разбираться, скорее всего, не будут.
Минэнергоугля Украины, со ссылкой на экспертов заявило, ограничения со стороны России привели к уменьшению импорта сжиженного газа на Украину и его дефициту.
Тем не менее, ведомство пообещало выяснить, что произошло на рынке сжиженного газа.
Дефицит СУГ для Украины критичен.
Ранее перевод автотранспорта на сжиженный газ в стране был очень популярен - таким образом украинцы стремились сэкономить в условиях топливного кризиса.
Из-за дешевизны автогаза на него переводили 2-3% автомобилей в год, в результате в 2016 г 15% автотранспорта на Украине использовало в качестве топлива пропан-бутан.
Но теперь этот кризис прокатился и по рынку СУГ.
На Украине, сильно зависящей от импорта СУГ, сложился ощутимый дефицит газа, наиболее остро он ощущается на юге и на западе страны.
Собственными силами украинские компании Укргаздобыча, Укрнафта и Укртатнафта и др покрывают не более 20% потребностей Украины в сжиженном газе.
Остальные Украина импортирует из России, Белоруссии, Казахстана и других стран.
Причем на долю России приходится 30% украинского импорта СУГ.
Но в мае 2017 г дефицит был покрыт закупками СУГ в Беларуси, что привело даже к снижению цен на автогаз.
А вот сейчас трейдеры и власти Украины попросту не сумели спрогнозировать резкий рост спроса на топливо, а инфраструктура Украины оказалась не готова к увеличению поставок.