Об этом 11 ноября 2025 г. пишет Ъ со ссылкой на данные ОМТ-Консалт.
Маржа вышла из минуса
Согласно данным ОМТ-Консалт, на 1 ноября 2025 г.:- средняя доходность продаж бензина АИ-95 составила 1,2 руб./л (до этого показатель в течение 2 месяцев был отрицательным: -0,2 руб./л в октябре и -0,7 руб./л в сентябре),
- рентабельность реализации АИ-92 – 0,4 руб./л (в октябре она составляла -0,4 руб./л),
- по дизельному топливу рентабельность в минус не уходила, а в октябре поднялась до 6,4 руб./л после снижения в сентябре.
В географическом плане ситуация с маржинальностью продаж бензина на АЗС в ноябре сильно различается:
- максимальная доходность наблюдается в Сибирском федеральном округе – 3,47 руб./л по АИ-95, 2,87 руб./л по АИ-92,
- минимальная – в Северо-Западном (-0,38 руб./л по АИ-95) и Приволжском федеральных округах (-0,56 руб./л по АИ-92).
Отметим, что данные ОМТ-Консалт базируются на данных, собираемых более чем с 18 тыс. АЗС по всей России, включая принадлежащие вертикально интегрированным компаниям (ВИНК). При этом оценивается валовая маржинальность, т.е. разницу между розничными и мелкооптовыми ценами, без учета других расходов, которые несет АЗС.
Чистая маржинальность, учитывающая еще и дополнительные расходы АЗС (логистику, зарплаты, обслуживание инфраструктуры, затраты на электроэнергию и др.), по данным Петромаркета, для АИ-92 на конец октября осталась отрицательной (-3,7 руб./л).
Ждем дальнейшей стабилизации?
Пиковые значения рентабельности в 2025 г. были зафиксированы в апреле, тогда они составляли 11,6 руб./л для АИ-92 и 12,7 руб./л для АИ-95.Однако с наступлением летнего периода высокого спроса на фоне внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), доходность реализации бензина на АЗС начала стремительно снижаться. В наибольшей степени пострадали независимые АЗС, которые приобретают топливо на бирже. В условиях резких скачков биржевых цен и невозможности рентабельной розничной продажи бензина при сложившемся уровне цен в опте, часть независимых АЗС просто прекращала реализацию бензина, что вносило вклад в формирование локальных дефицитов.
На данный момент, по оценкам главы Российского топливного союза (РТС) Е. Аркуши, рентабельность продаж бензина остается отрицательной как на независимых АЗС, так и у ВИНК. Независимые сети, выставляя более высокую розницу, выходят в околонулевую доходность, но теряют объемы продаж. ВИНК в конкурентных зонах увеличивают розничные продажи за счет сокращения мелкооптового предложения.
Сейчас ситуация с рентабельностью продаж бензина для АЗС выправляется, чему способствует ряд факторов:
- сезон летнего пикового спроса пройден,
- объем предложения достаточен,
- эмбарго на экспорт бензина распространено на производителей до конца 2025 г.,
- ажиотажный спрос на бирже пошел вниз, что привело к снижению оптовых цен,
- розничные цены понемногу растут – в октябре 2025 г. они увеличились на 1,5-3% при снижении биржевых цен на 9,7% по АИ-92 и на 6,4% по АИ-95,
- сохранение выплат по демпферу на уровне около 9,3 тыс. руб./т в октябре.
Свой вклад вносит и временной лаг. Сейчас АЗС реализуют топливо, закупленное в конце августа – начале сентября по пиковым ценам, когда стоимость АИ-92 на бирже превышала 70 тыс. руб./т. По оценкам трейдера Пролеум, при средней цене реализации в Москве 61,5 руб./л убыток достигает -3-3,5 руб./л, при этом постоянные расходы оцениваются примерно 6 руб./л.
- по данным ОМТ-Консалт, средний рост цен на АИ-92 на АЗС в РФ за год по 1 ноября достиг 17%,
- Росстат фиксирует, что по отслеживаемым им 1800 АЗС, за неделю по 5 ноября 2025 г., розничные цены на бензин в России с начала года выросли на 12,1% (в т.ч. АИ-92 подорожал на 12,9%, АИ-95 - на 11,7%) при 5,23% инфляции. Рост цен на бензин АЗС уже 15 недель подряд опережает инфляцию, более того, дизтопливо на АЗС дорожает быстрее инфляции 2ю неделю подряд (рост на 6,1% за прошедшую неделю).
Опережающий инфляцию рост розничных цен становится поводом для повышенного внимания регуляторов, в первую очередь, ФАС. Однако АЗС находятся в ситуации сложного выбора между очень неудобными для них альтернативами. По оценкам Пролеум, отрасль вернется к устойчивой работе только при росте розничных цен как минимум на 7-8 руб./л. (к концу 2025 г., если тенденция к снижению оптовых цен сохранится, то это может снизить потребность в повышении розничных цен до 6 руб./л).






