В Белоруссии произошло 2е за месяц повышение цен на автомобильное топливо, тогда как ранее цены не менялись в течение 2 лет.
Согласно прейскуранту цен, введенному белорусскими АЗС с 18 марта 2017 г, цены выросли на 0,01 бел руб.
В частности, новые цены установлены крупнейшим оператором АЗС - Белоруснефтью, входящей в состав Белнефтехима.
Таким образом с 18 марта 2017 г, в Республике Беларусь установлены следующие цены на топливо:
- АИ-92-К5 - 1,13 бел руб/л (около 0,59 долл США/л),
- АИ-95-К5 - 1,21 бел руб/л (0,64 долл США/л),
- АИ-98-К5 - 1,32 бел руб/л (0,69 долл США/л),
- ДТ-К5 - 1,25 бел руб/л (0,66 долл США/л).
Белнефтехим объяснил повышение цен изменением конъюнктуры рынка нефти.
А имеющие тенденции показывают, что процесс роста цен на бензин и дизельное топливо продолжится.
При этом Белнефтехим заверяет, что этот процесс будет поэтапным.
Также повышение цен необходимо для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Белоруссии.
НПЗ принимают меры по максимальному сокращению затрат, но из-за негативных внешних факторов и низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке обеспечение эффективной работы заводов и финансирование их модернизации остаются проблемными вопросами.
Предыдущее повышение цен на топливо в Белоруссии произошло всего неделей ранее - 11 марта 2017 г, повышение также составило 0,01 бел руб.
До этого бензин и дизельное топливо не дорожали с января 2015 г.
При этом за период с января 2015 г до марта 2017 г в результате девальвации белорусского рубля цены на нефтепродукты в долларовом эквиваленте снизились на 25%.
А вот цена нефти для белорусских НПЗ за этот период выросла на 75%.
Тем более, что Россия сокращает поставки нефти в Белоруссию в рамках затянувшегося нефтегазового кризиса в отношениях.
Во 2м квартале 2017 г поставки нефти из России в Белоруссию планируется сохранить уровне 1го квартала 2017 г - 4 млн т.
Этот объем не покрывает потребностей Белоруссии в нефти для загрузки НПЗ, которым требуется 24 млн т/год или 6 млн т/квартал нефти.
Из-за этого в 2016 г объем переработки нефти на белорусских НПЗ в 2016 г сократился почти на 20% до 18,6 млн т нефти.
Беларусь ищет альтернативные варианты для замещения выпадающего объема поставок.
Белоруссия попробовала доставку нефти с Черного и Средиземного морей, но это были пробные шары, больше для психологического давления на Россию.
В 2016 г Белоруссия закупила 85 тыс т нефти в Азербайджане, откуда нефть поставлялась в Беларусь через Одессу.
Другим альтернативным вариантом для закупки нефти мог стать Иран, но не сложилось.
Впрочем, как и в истории с венесуэльской нефтью, здравый смысл и давний опыт добрососедство должны возобладать.
Тем более, что прямые трубопроводные поставки нефти из России в любом случае будут дешевле, чем сложные логистические схемы, в которых задействуются несколько видов транспорта.
Осталось только договориться...