Великий Новгород, 1 окт - ИА Neftegaz.RU. Газпром запустил строительство первых в России криогенных автозаправочных станций (криоАЗС) сжиженного природного газа (СПГ) на трассе М-11 Москва-Санкт-Петербург.
Об этом сообщил 30 сентября 2018 г зампредправления Газпрома В. Маркелов на церемонии запуска строительства криоАЗС в Новгородской области.
Тезисы В. Маркелова:
- это первая криоАЗС, которая будет построена в нашей стране;
- важно, что эта заправка будет построена на самой современной трассе в России - М-11;
- криоАЗС рассчитаны, в первую очередь для большегрузных автомобилей и дальнобойных автобусов, потому что самый высокий эффект от криоАЗС достигается на междугородних и международных перевозках.
Тезисы гендиректора Газпром газомоторное топливо М. Лихачева:
- к 2022 г. на трассе М-11 Москва-Санкт-Петербург будет построено 6 таких заправочных комплексов. Первые два планируют запустить к 2020 г. Руководитель компании также добавил, что в дальнейшем количество криоАЗС на М-11 может увеличится до 10;
- это действительно самое экономичное и экологичное на сегодняшний день топливо. Для грузового автомобиля затраты СПГ составляют 8,9 руб/км. В сравнении с дизельным топливом - 17,8 руб - это практически в два раза дешевле;
- по расчетам компании, к 2022-2023 гг по М-11 будет проезжать порядка 5 тыс./сутки грузовых автомобилей. Не менее 10% из них поедут на газе. Таким образом, загрузка производства необходима порядка 45 тыс. т/год СПГ.
Напомним, что 18 сентября 2018 г. о своих планах развивать сеть криоАЗС сообщила НефтьМагистраль.
В церемонии на трассе М-11 приняла участие колонна автопробега «Газ в моторы», который стартовал 4 сентября 2018 г. из китайского г. Жудун и планирует финишировать 4 октября 2018 г. в г. Санкт-Петербурге.
В колонне двигаются 15 машин, которые работают на СПГ.
В течение месяца автомобили преодолеют 9,8 тыс. км.
Они намерены показать масштаб использования действующей газозаправочной инфраструктуры на трансконтинентальном транспортном маршруте «Европа-Китай» и определить локации ее перспективного развития.
Криогенная АЗС следующим образом.
Природный газ из газопровода среднего или низкого давления под давлением 0,25 МПа по линии подачи через газораспределительный шкаф, компрессорную станцию, где газ доводят до 20 МПа, и вымораживатель, где он очищается от СО2 и паров воды, поступает в конденсатор криогенной машины (Стирлинга).
В конденсаторе природный газ сжижается и при давлении 0,3 МПа самотеком сливается по линии слива СПГ, проходя через вымораживатель и, охлаждая его, в криогенную емкость.
СПГ подается в топливную раздаточную колонку (ТРК) с заправочным пистолетом из емкости для хранения СПГ с помощью криогенного насоса.
СПГ подается в бак автомобиля по теплоизолированной линии через ТРК.
Пары СПГ из бака автомобиля возвращаются в газовую полость криогенной емкости.
Для переконденсации паров СПГ газовая полость криогенной емкости связана с конденсатором криогенной машины через вымораживатель с помощью перемычки с обратным клапаном.
Обратный поток ПГ при давлении 0,25 МПа возвращается из технологического отделения на КС.
Отбросной поток при давлении 0,27 МПа направлен из технологического отделения на КС.
Сброс паров из криогенной емкости в случае превышения давления в емкости выше 0,26 МПа осуществляется по трубопроводу через КС на свечу.
Сбросы от регуляторов давления, предохранительных клапанов и при продувках из компрессорного и технологического отделений, а также из криогенной емкости и заправочных колонок выводятся на свечи, установленные на составных частях КриоАЗС.
Обсудить на Форуме
Автор: Д. Савосин