Москва, 7 янв - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ оптимистично собирается внедрить систему контроля качества топлива от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до бензобака.
Предполагается, что эксперты будут отслеживать количественные и качественные характеристики бензина.
Так, если с НПЗ ушло 100 т топлива, то столько же должно быть разлито по бензобакам.
Несоответствие этих цифр в теории укажет на нарушения, поскольку один из самых популярных способов произвести фальсификат - подмешать к качественному бензину самодельное топливо с мини-НПЗ.
Основная проблема, по мнению властей, заключается в том, что на АЗС такие «смеси» поступают уже с легальными документами.
Разработанная система прослеживаемости покажет, где произошло подмешивание - на нефтебазе, в ходе транспортировки или уже непосредственно в резервуарах АЗС, а выявление «неучтенки» станет для контролеров ключевым индикатором и поводом для внеплановой проверки по всей цепочке.
Пилотный проект системы запустят в Северо-Западном федеральном округе уже в 1й половине 2019 г., поведал глава Минпромторга Д. Мантуров в интервью РГ 6 января 2019 г.
С инициативой внедрения такой системы контроля вышли сами участники рынка.
Источниками данных для пилотного проекта послужат информационные системы ВИНКов.
Собирать данные со всех компаний будет Росстандарт.
Контролеры Росстандарта получат права:
- проводить контрольные закупки без предварительного уведомления владельца АЗС или нефтебазы;
- останавливать продажу подозрительного топлива, не дожидаясь результатов его лабораторных испытаний;
- на АЗС прекратят продажу газойля - дешевого дизельного топлива, которое получено после перегонки и дистилляции нефти и остаточных нефтепродуктов без дополнительной обработки и улучшения свойств.
По итогам эксперимента в Минпромторге рассчитывают разработать архитектуру системы уже для всей России.
Оптимизму властей можно только позавидовать.
Однако вероятность качественного улучшения топлива на АЗС довольно низка, потому что, как говаривал П. Вяземский, «в России суровость законов умеряется их неисполнением».
Коррупцию никто не отменял.
На фоне массовой торговли влиянием всегда найдутся лазейки для обхода решений контролеров Росстандарта.
На фоне падения уровня жизни населения России спрос на более дешевое топливо сохранится, что поддержит поставки некачественного топлива.
Российский топливный союз (РТС) уже поддержал ее создание и внедрение.
Президент РТС Е. Аркуша отметил, что эта идея неоднократно излагалась Союзом на межведомственной комиссии Росстандарта.
Он также подчеркнул, что в обороте на территории России находится много топливного фальсификата, и вся борьба ведется против АЗС - там, где проще всего: «Но не АЗС виноваты в том, что у нас в обороте находится некачественное топливо, а те, кто его производит, транспортирует и так далее».
Именно поэтому в Союзе выступают за создание системы, которая помогла бы определить, кто виноват в распространении топлива низкого качества.
Автор: А. Игнатьева, О. Бахтина