USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
160

Нефтегазовые доходы бюджета РФ в ноябре 2025 г. составили 530 млрд руб., снизившись более чем в 1,5 раза в годовом и месячном сравнении

Мораторий на обнуление демпфера заставляет Минфин РФ в декабре 2025 г. начать продажу валюты и золота.

Нефтегазовые доходы бюджета РФ в ноябре 2025 г. составили 530 млрд руб., снизившись более чем в 1,5 раза в годовом и месячном сравнении

Москва, 3 дек - ИА Neftegaz.RU. Нефтегазовые доходы (НГД) бюджета РФ в январе-ноябре 2025 г. составили 8 трлн руб., снизившись на 22% в годовом сравнении.
Об этом Минфин РФ сообщил 3 декабря 2025 г.

Отчет за октябрь 2025 г.

Статистика НГД за ноябрь

Нефтегазовые доходы бюджета РФ в ноябре 2025 г. составили 530,9 млрд руб., что в 1,7 раза меньше по сравнению с октябрем 2025 г. и в 1,5 раза при сравнении с ноябрем 2024 г.

Значительное снижение НГД в месячном сравнении обусловлено эффектом поступлений по налогу на дополнительный доход (НДД), который выплачивается по итогам квартала 4 раза в год (в т.ч. в октябре). В годовом сравнении снижение обусловлено динамикой нефтяных цен, в т.ч. дисконтов, резко выросших после введения санкций США против Роснефти и ЛУКОЙЛа.

Поступления НГД в ноябре 2025 г:
  • поступления по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составили 650,5 млрд руб. (снижение в 1,6 раза в годовом сравнении и на 3,1% в месячном), в т.ч.:
    • на нефть – 530,8 млрд руб. (снижение в 1,6 раза в годовом сравнении и на 7,6% в месячном),
    • на газ – 74,8 млрд руб. (снижение в 1,7 раза в годовом сравнении после отмены повышенного НДПИ для Газпрома и рост на 34,8% в месячном сравнении),
    • на газовый конденсат – 44,9 млрд руб. (снижение на 27,1% в годовом сравнении и рост на 9,2% в месячном сравнении);
  • поступления от экспортной пошлины составили 42,4 млрд руб. (снижение в 1,6 раза в годовом сравнении и рост на 9,3% в месячном):
    • в связи с завершением финального витка большого налогового маневра в нефтяной отрасли, подавляющую часть поступлений по этой статье обеспечивает газ,
    • в ноябре 2025 г. поступления от экспортной пошлины полностью обеспечены за счет продаж газа за рубеж;
  • поступления по НДД составили 3,9 млрд руб. против 327,8 млрд руб. месяцем ранее в связи с графиком платежей.

Базовый месячный объем НГД в ноябре составил 561 млрд руб (884,1 млрд руб. – октябрь), дополнительные НГД вновь стали отрицательными, составив -30,1 млрд руб. (дополнительные НГД составили 4,4 млрд руб. в октябре и 7,0 млрд руб. в сентябре, а до этого 4 месяца показатель находился в отрицательной зоне).

Напомним, что в ноябре 2023 г. президент РФ В. Путин подписал закон о возврате к расчету бюджетного правила исходя из базовой цены на нефть в 60 долл. США/барр. с индексацией на 2%/год начиная с 2027 г. (до этого Бюджетный кодекс устанавливал номинальный объем базовых НГД на уровне 8 трлн руб./год с индексацией на 4%/год начиная с 2026 г.).

На 2025 г. нефтегазовые доходы бюджета ожидаются в размере 8,317 трлн руб. при 8,765 трлн руб. базовых НГД. С учетом объема доходов, зачисляемых в резервный фонд правительства РФ и направленных на финансирование расходов, оценка НГД повышена до 8,654 трлн руб. (при сохранении прежнего уровня базовых НГД). На 2026 г. прогнозируется предусмотрен рост нефтегазовых доходов на 3,1%, до 8,919 трлн руб., в 2027 г. – на 1,5%, до 9,05 трлн руб., в 2028 г. – на 7,2%, до 9,705 трлн руб.

Нарастающим итогом

В январе-ноябре 2025 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 8,0291 трлн руб., что на 21,4% меньше, чем за 11 месяцев 2024 г.
Из них:
  • поступления от НДПИ – снижение на 27,1%, до 8,1898 трлн руб., в т.ч.:
    • нефть – 6,8344 трлн руб., снижение на 26,6%,
    • газ – 816,8 млрд руб., снижение на 37,7%,
    • газовый конденсат – 538,4 млрд руб., рост на 4,3%;
  • поступления от экспортной пошлины увеличились на 4,3%, до 420,2 млрд руб., в т.ч.:
    • по газу – 419,6 млрд руб., рост на 2,6%;
  • поступления по НДД снизились на 21,2%, до 1,613 трлн руб.
Базовые нефтегазовые доходы за 11 месяцев 2025 г. составили 7,8573 трлн руб. (9,1001 трлн руб. за 11 месяцев 2024 г., снижение на 13,7%), дополнительные НГД – 171,7 млрд руб. (1,24 трлн руб. годом ранее, падение в 7,2 раза).

Выплаты по демпферу

Выплаты нефтяным компаниям из бюджета в рамках демпфирующего механизма составили:
  • за ноябрь 2025 г. – 64,7 млрд руб., что на 47,7% больше в месячном сравнении (43,8 млрд руб. – в октябре 2025 г.), но в 2,0 раза меньше в годовом сравнении,
  • за 11 месяцев 2025 г. – 824 млрд руб., снижение в 2,0 раза.
Напомним, что демпфирующий механизм стал дополнением к финальному витку большого налогового маневра, в рамках которого налоговая нагрузка переносилась с экспорта на внутренний рынок за счет постепенного снижения экспортной пошлины по нефти с параллельным ростом НДПИ. Для сохранения привлекательности поставок на внутренний рынок и поддержки развития нефтепереработки был введен демпфер – налоговый вычет для НПЗ, защищающего внутренний рынок от вымывания доступных объемов топлива при выгодной для нефтяных компаний внешней конъюнктуре.

Демпфер работает следующим образом – если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, а в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет. В рамках механизма демпфера установлены условные внутренние цены и границы отклонения для них, при превышении которых демпфер обнуляется.

Летом 2025 г. сложился риск обнуления демпфера на фоне резких скачков биржевых цен, спровоцированных внеплановыми ремонтами на НПЗ из-за атак БПЛА. Сейчас этот риск устранен указом президента РФ, установившим, что в период с 1 октября 2025 г. до 1 мая 2026 г. вводится мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу, даже если оптовые цены превышали индикативные сильнее допустимого отклонения. Это оказало свое влияние и на действия Минфина, объявившего о начале продаж валюты.

Что сказал Минфин?

По сообщению Минфина, объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в декабре 2025 г. вновь ожидается отрицательным, в размере -137,6 млрд руб. В оценке учтен отложенный пересчет сумм возмещения в рамках демпфирующей составляющей с учетом изменений законодательства, распространяемых в т.ч. на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2025 г.

Суммарное отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов и оценки базового месячного объема нефтегазовых доходов от базового месячного объема нефтегазовых доходов по итогам ноября 2025 г. составило 14,1 млрд руб.

Таким образом, совокупный объем средств от продажи ранее приобретенных иностранной валюты и золота составит 123,4 млрд руб. Операции будут проводиться в период с 5 декабря 2025 г. по 15 января 2026 г., ежедневный объем продажи иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 5,6 млрд руб.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram