Об этом Минфин РФ сообщил 3 декабря 2025 г.
Статистика НГД за ноябрь
Нефтегазовые доходы бюджета РФ в ноябре 2025 г. составили 530,9 млрд руб., что в 1,7 раза меньше по сравнению с октябрем 2025 г. и в 1,5 раза при сравнении с ноябрем 2024 г.Значительное снижение НГД в месячном сравнении обусловлено эффектом поступлений по налогу на дополнительный доход (НДД), который выплачивается по итогам квартала 4 раза в год (в т.ч. в октябре). В годовом сравнении снижение обусловлено динамикой нефтяных цен, в т.ч. дисконтов, резко выросших после введения санкций США против Роснефти и ЛУКОЙЛа.
Поступления НГД в ноябре 2025 г:
- поступления по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составили 650,5 млрд руб. (снижение в 1,6 раза в годовом сравнении и на 3,1% в месячном), в т.ч.:
- на нефть – 530,8 млрд руб. (снижение в 1,6 раза в годовом сравнении и на 7,6% в месячном),
- на газ – 74,8 млрд руб. (снижение в 1,7 раза в годовом сравнении после отмены повышенного НДПИ для Газпрома и рост на 34,8% в месячном сравнении),
- на газовый конденсат – 44,9 млрд руб. (снижение на 27,1% в годовом сравнении и рост на 9,2% в месячном сравнении);
- поступления от экспортной пошлины составили 42,4 млрд руб. (снижение в 1,6 раза в годовом сравнении и рост на 9,3% в месячном):
- в связи с завершением финального витка большого налогового маневра в нефтяной отрасли, подавляющую часть поступлений по этой статье обеспечивает газ,
- в ноябре 2025 г. поступления от экспортной пошлины полностью обеспечены за счет продаж газа за рубеж;
- поступления по НДД составили 3,9 млрд руб. против 327,8 млрд руб. месяцем ранее в связи с графиком платежей.
Базовый месячный объем НГД в ноябре составил 561 млрд руб (884,1 млрд руб. – октябрь), дополнительные НГД вновь стали отрицательными, составив -30,1 млрд руб. (дополнительные НГД составили 4,4 млрд руб. в октябре и 7,0 млрд руб. в сентябре, а до этого 4 месяца показатель находился в отрицательной зоне).
Напомним, что в ноябре 2023 г. президент РФ В. Путин подписал закон о возврате к расчету бюджетного правила исходя из базовой цены на нефть в 60 долл. США/барр. с индексацией на 2%/год начиная с 2027 г. (до этого Бюджетный кодекс устанавливал номинальный объем базовых НГД на уровне 8 трлн руб./год с индексацией на 4%/год начиная с 2026 г.).
На 2025 г. нефтегазовые доходы бюджета ожидаются в размере 8,317 трлн руб. при 8,765 трлн руб. базовых НГД. С учетом объема доходов, зачисляемых в резервный фонд правительства РФ и направленных на финансирование расходов, оценка НГД повышена до 8,654 трлн руб. (при сохранении прежнего уровня базовых НГД). На 2026 г. прогнозируется предусмотрен рост нефтегазовых доходов на 3,1%, до 8,919 трлн руб., в 2027 г. – на 1,5%, до 9,05 трлн руб., в 2028 г. – на 7,2%, до 9,705 трлн руб.
Нарастающим итогом
В январе-ноябре 2025 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 8,0291 трлн руб., что на 21,4% меньше, чем за 11 месяцев 2024 г.Из них:
- поступления от НДПИ – снижение на 27,1%, до 8,1898 трлн руб., в т.ч.:
- нефть – 6,8344 трлн руб., снижение на 26,6%,
- газ – 816,8 млрд руб., снижение на 37,7%,
- газовый конденсат – 538,4 млрд руб., рост на 4,3%;
- поступления от экспортной пошлины увеличились на 4,3%, до 420,2 млрд руб., в т.ч.:
- по газу – 419,6 млрд руб., рост на 2,6%;
- поступления по НДД снизились на 21,2%, до 1,613 трлн руб.
Выплаты по демпферу
Выплаты нефтяным компаниям из бюджета в рамках демпфирующего механизма составили:- за ноябрь 2025 г. – 64,7 млрд руб., что на 47,7% больше в месячном сравнении (43,8 млрд руб. – в октябре 2025 г.), но в 2,0 раза меньше в годовом сравнении,
- за 11 месяцев 2025 г. – 824 млрд руб., снижение в 2,0 раза.
Демпфер работает следующим образом – если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, а в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет. В рамках механизма демпфера установлены условные внутренние цены и границы отклонения для них, при превышении которых демпфер обнуляется.
Летом 2025 г. сложился риск обнуления демпфера на фоне резких скачков биржевых цен, спровоцированных внеплановыми ремонтами на НПЗ из-за атак БПЛА. Сейчас этот риск устранен указом президента РФ, установившим, что в период с 1 октября 2025 г. до 1 мая 2026 г. вводится мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу, даже если оптовые цены превышали индикативные сильнее допустимого отклонения. Это оказало свое влияние и на действия Минфина, объявившего о начале продаж валюты.
Что сказал Минфин?
По сообщению Минфина, объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в декабре 2025 г. вновь ожидается отрицательным, в размере -137,6 млрд руб. В оценке учтен отложенный пересчет сумм возмещения в рамках демпфирующей составляющей с учетом изменений законодательства, распространяемых в т.ч. на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2025 г.Таким образом, совокупный объем средств от продажи ранее приобретенных иностранной валюты и золота составит 123,4 млрд руб. Операции будут проводиться в период с 5 декабря 2025 г. по 15 января 2026 г., ежедневный объем продажи иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 5,6 млрд руб.






