Москва, 28 мая - ИА. Neftegaz.RU. Объем выплат нефтяникам по демпферу в 2025 г. составит 2,6 трлн руб.
Об этом заявил министр финансов РФ А. Силуанов на пленарном заседании Госдумы.
Тезисы А. Силуанова:
- сегодня, на наш взгляд, сложилась сбалансированная система взаимодействия с нефтяной отраслью;
- с одной стороны мы иного изымаем через ресурсные налоги, через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), через налогообложение, а с другой стороны мы действительно регулируем цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, возвращая часть изъятых налогов;
- хочу сказать, что мы по текущему году общий объем выплат по демпферу сократится до 2,6 трлн руб., что на 1,4 трлн руб. ниже, чем изначально запланировано было в бюджете;
- цены упали, соответственно, и доходов стало поменьше, меньше будем возвращать нефтяникам.
Выплаты нефтяным компаниям по топливному демпферу в апреле 2025 г. составили 62,7 млрд руб., тогда как в марте они были на уровне 100,3 млрд руб., в феврале на уровне 148,3 млрд руб., а в январе демпферные выплаты составили 156,4 млрд руб.
Совокупно за первые 4 месяца демпферные выплаты составили 467,7 млрд руб.
Благодаря демпферному механизму нефтяные компании из бюджета:
- по итогам 2024 г. - 1,815 трлн руб.;
- в 2023 г. - 1,588 трлн руб.;
- за 2022 г. - 2,171 трлн руб.;
- за 2021 г. - 674,5 млрд руб.
В 2019 г. бюджет вернул нефтяным компаниям по демпферу 282,2 млрд руб.
Демпфирующий механизм
- это налоговый вычет, который предоставляется нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в случае, если экспортные цены на нефтепродукты превышают внутренние;
- принцип работы:
- если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы,
- в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет,
- демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (на 2024 г. индикативная цена бензина установлена в 58650 руб./т и 55000 руб./т для дизтоплива).
Демпфирующий механизм стал дополнением к финальному витку большого налогового маневра.
В рамках завершения налогового маневра, которое стартовало с 2018 г., налоговая нагрузка в нефтяном секторе начала переноситься с экспорта на внутренний рынок - экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам постепенно снижалась, что компенсировалось ростом НДПИ.
Ранее нефтяные компании, обеспокоенные рисками обнуления демпфера в периоды резкого роста биржевых цен на бензин и дизельное топливо, предлагали:
- ввести мораторий на обнуление демпфера в период высокого спроса;
- расширить разрешенный диапазон отклонения оптовых цен в формуле демпфера;
- сохранить демпферные выплаты по тому виду нефтепродуктов, по которому индикатор не превышался (сейчас демпфер обнуляется полностью даже если превышение цены отсечения отмечалось только по бензину или только по дизтопливу).
В мае стало известно, что падение рентабельности переработки вынудило ВИНКи снизить загрузку своих НПЗ.
Это приводит к снижению прокачки нефти внутри страны по системе магистральных нефтепроводов (МНП) Транснефти.
Одновременно снижение цен на экспортируемую морем российскую нефть ниже потолка цен, установленного G7 и их союзниками, привело к удешевлению логистики и росту объемов экспорта - в апреле экспортные поставки увеличились на 12-14%.
Правительство РФ обсудит влияние ситуации со снижением рентабельности нефтепереработки на внутренний рынок нефтепродуктов.






