Об этом пишет ТАСС, ссылаясь на заседание комитета.
Это значит, что система при расчете доходов в нефтяной отрасли упростится. Теперь будет учитываться котировка Urals FOB, к которой прибавят 2 долл. США/барр. за транспортировку.
Уточняется, что комитет Госдумы по бюджету и налогам также одобрил:
- продление льгот по новым месторождениям на Каспии и трудноизвлекаемым запасам баженовской свиты;
- продление на 5 лет льгот по трудноизвлекаемой нефти баженовских отложений;
- продление срока действия особого режима налогообложения при добыче на шельфе Каспийского моря на 5 лет, продлив на этот срок льготы по НДПИ.
Котировка FOB в российских портах западного и восточного направлений
- средневзвешенная цена нефти в портах РФ, включающая расходы на фрахт и дисконты относительно Brent;
- единый индикатор цены на нефть для расчета налогов;
- будет учитывать все направления поставок российской нефти и фактические затраты.
Налоги в нефтяной отрасли
Ранее звучали предложения перестать брать в расчет котировку российской нефти с ориентиром на европейское направление, т.к. нефть из России в Европу больше не продается. В итоге возникает виртуальная цена морских поставок российской нефти на закрытые европейские рынки, не отражающая реальных условий работы нефтекомпаний.С января 2024 г. и до сих пор цена Urals для расчета налогов выбиралась максимальная из 2х:
- Североморский датированный (NSD, отражает стоимость корзины из североморских сортов Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll - BFOET), а также американского сорта WTI с определенным дисконтом (20 долл. США/барр. на 2024 г.);
- или котировка Urals в российских портах (считается по данным Argus) с прибавлением стоимости транспортировки до Европы.
Данные по ценам на нефть Urals используются в рамках методики расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных пошлин, других обязательных платежей, что ставит российский бюджет в зависимость от данных Argus, S&P Global Platts и др. международных агентств. Высокий дисконт - большая проблема российского нефтегаза после введения в 2023 г. эмбарго ЕС и потолка цен на поставляемую морем российскую нефть.
Выбор индикатора на российскую нефть:
- в марте 2022 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что правительство РФ работает над проектом национальной системы ценообразования для российской нефти Urals через механизм биржевых торгов;
- замглавы ФАС В. Королев говорил, что индикатор на российскую нефть на СПбМТСБ может быть создан до конца 2022 г.;
- в августе 2022 г. ФАС предлагала расширить список предоставляемых на биржу СПбМТСБ данных о внебиржевых договорах по поставкам нефти для развития репрезентативных национальных индексов;
- в 2023 г. была одобрена поправка в Налоговый кодекс, согласной которой с 2024 г. Россия при расчете налогов для нефтянки должна была перейти на российский внебиржевой индекс СПбМТСБ. Предполагалось, что индекс биржи станет источником формирования цены в российских портах будет;
- затем применение индекса нефти СПбМТСБ для ставки НДПИ было предложено перенести на 2025 г.;
- в сентябре 2024 г. СПбМТСБ дорабатывал индикатор цен на нефть в соответствии с требованиями Минфина РФ;
- 26 сентября 2024 г. замминистра финансов А. Сазанов сообщил, что правительство РФ может отказаться от использования индекса цен СПбМТСБ в расчете цены нефти Urals для исчисления налогов;
- 30 сентября 2024 г. стало известно о то, что ФАС приостановила разработку методики определения стоимости транспортировки нефти сорта Urals в рамках установления цены нефти для расчета НДПИ;
- затем Минфин РФ предложил отложить использование индикатора СПбМТСБ на 2025 г.
Автор: А. Игнатьева