Москва, 5 апр - ИА Neftegaz.RU. Федеральный бюджет РФ в апреле 2023 г., по предварительным данным, недополучит 113,6 млрд руб. нефтегазовых доходов.
Об этом сообщает в Минфин РФ.
Тезисы Минфина:
- в марте 2023 г. нефтегазовые доходы бюджета РФ составили 688,2 млрд руб.,
- в марте 2022 г. они составляли 1,208 трлн. руб.;
- ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в апреле 2023 г. в размере минус 113,6 млрд руб.;
- отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов по итогам марта 2023 г. составило 39 млрд руб.;
- таким образом, совокупный объем средств, направляемых на продажу иностранной валюты, составит 74,6 млрд руб.;
- операции будут проводиться в период с 7 апреля по 5 мая 2023 г.;
- ежедневный объем продажи иностранной валюты составит в эквиваленте 3,7 млрд руб.,
- это в 1,46 раза ниже, чем в марте, когда ежедневный объем продажи иностранной валюты составлял 5,4 млрд руб.
На 2023 г., согласно основным макроэкономическим показателям, нефтегазовые доходы должны составить 8,939 трлн руб. (примерно по 745 млрд руб./месяц).
Учитывая, что прогноз составлялся из расчета цены на нефть в 70 долл. США/барр.
3 апреля 2023 г. Минфин сообщил, что средняя цена на нефть марки Urals в марте 2023 г. сложилась в размере 47,85 долл. США/барр., что в 1,86 раза ниже, чем в марте 2022 г. (89,05 долл. США/барр.).
В январе-феврале 2023 г. нефтегазовые доходы бюджета России сократились на 46% в сравнении с аналогичным периодом 2022 г., достигнув 947 млрд руб.:
- 425,5 млрд руб. - в январе,
- 521,2 млрд руб. - в феврале,
- при этом в феврале 2022 г. доход составлял 971,7 млрд руб.
Доходы бюджета РФ оказались под давлением в результате введенного ЕС в декабре эмбарго на поставки российской нефти морским путем, установленного потолка цен на сырую нефть из России на уровне 60 долл. США/барр, а также действующих с февраля эмбарго на нефтепродукты, и еще 2 ценовых потолков - 100 долл. США/барр. за продукцию, которая торгуется с наценкой по отношению к сырой нефти, и 45 долл. США/барр. за продаваемую с дисконтом.
В мартовском отчете МЭА, который лег в основу решения о сохранении потолка цен на прежнем уровне, отмечается, что механизм потолка цен достиг своих целей по сокращению доходов России и предотвращению резкого роста мировых цен на нефть.
По заявлению МЭА, несмотря на относительный успех в поддержании объемов, нефтяные доходы России пострадали.
Согласно данным агентства:
- экспорт нефти и нефтепродуктов из России в феврале 2023 г. составлял в среднем 7,5 млн барр./сутки,
- что является самым низким показателем с сентября 2022 г.;
- при этом доходы России от нефтяного экспорта упали до 11,6 млрд долл. США,
- что более чем на 40% меньше, чем годом ранее;
- расчеты МЭА на основе данных Argus Media и Kpler показали, что:
- средневзвешенная экспортная цена FOB на российскую нефть составила 52,48 долл. США/барр.,
- нефть сорта Urals продавалась на черноморском рынке по цене 45,27 долл. США/барр., в то время как ряд других сортов, таких как ESPO (ВСТО), Sakhalin и Sokol, предназначенные для отправки в Азию торговались значительно выше потолка,
- российские нефтепродукты торговались в среднем ниже установленных для них предельных значений.
Их данные не соответствуют не только стоимости реального товара, но и реальному положению дел на рынке.
Основные нефтегазовые налоги по-прежнему исчисляются на основании данных Argus.
Для выравнивания ситуации введено ограничение на дисконт нефти Urals к Brent для целей налогообложения, что должно способствовать постепенному увеличению доходов от нефтяной отрасли во 2м полугодии 2023 г.
28 марта 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что доходы от нефтегазовой отрасли сегодня составляют 42% бюджета страны.
Автор: А. Гончаренко