Китай в 2022 г. снизил импорт нефти, но ситуация в 2023 г. может измениться
После снятия коронавирусных ограничений в Китае, импорт нефти в 2023 г .может увеличиться на 1,1 млн барр./сутки.
Об этом свидетельствуют данные Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, опубликованные 13 января 2022 г.
Снижение импорта нефти Китаем фиксируется 2й год подряд.
В 2021 г. объемы импорта нефти упали впервые за 2 десятилетия после того, как в 2020 г. был установлен рекорд в 10,8 млн барр./сутки.
В течение большей части 2022 г. из-за короноварисных ограничений и слабого спроса на топливо импорт нефти находился на низких отметках.
Ситуация начала меняться с октября 2022 г., когда объемы закупок начали расти на фоне стремления властей Китая поддержать нефтяную отрасль за счет стимулирования экспорта топлива.
В декабре 2022 г. потребление нефти со стороны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) выросло на 4% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 г. и достигло 48,07 млн т (11,3 млн барр./сутки).
Государственные НПЗ в декабре 2022 г. увеличили закупки нефти из Саудовской Аравии из-за снижения цен, а независимые НПЗ стремились выбрать до конца 2022 г. имеющиеся экспортные квоты.
Reuters со ссылкой на трейдеров и аналитиков пишет, что в декабре 2022 г. китайские независимые НПЗ активно приобретали иранскую нефть, продаваемую с крупным дисконтом.
После снятия части коронавирусных ограничений в Китае с 8 января 2023 г. спрос на нефть в Китае может вырасти.
Причем уже в ближайшие недели спрос поддержат длинные праздники в связи с наступлением Нового года по лунному календарю (с 22 января по 5 февраля 2023 г.), которые в Китае традиционно являются периодом путешествий и стимулируют рост спроса на топливо,
По результатам этих праздников станет понятно, насколько устойчивым станет курс властей Китая на открытие экономики и восстановление темпов ее роста.
Если ситуация с COVID-19 не приведет к восстановлению жестких антиковидных мер, то импорт нефти Китаем в 2023 г. может показать уверенный рост.
Energy Aspects прогнозирует, что импорт нефти в Китай в 2023 г .может увеличиться на 1,1 млн барр./сутки.
Власти Китая уже повысили экспортные квоты на нефтепродукты и импортные квоты на нефть.
Так, в начале января в рамках 1й эмиссии 2023 г. Китай выдал квоты 4 государственным НПЗ в размере 17,06 млн т (преимущественно на бензин, дизельное и авиатопливо), что на 31% больше квоты 2022 г.
По импорту нефти объем 1й партии квот, распределенной в октябре 2022 г., составил 19,9 млн т и был рассчитан на 21 НПЗ.
В январе 2023 г. последовала 2я партия квот, которая составила 111,8 млн т для 44 НПЗ, что означает рост на 21% в годовом сравнении.
Активная выдача квот на импорт нефти и экспорт топлива указывает на то, что Китай рассчитывает на увеличение загруженности независимых НПЗ в ответ на укрепление спроса после открытия экономики Китая.
Экспорт топлива из Китая в декабре 2022 г. показал значительный рост, составив 7,7 млн т, что стало максимумом с апреля 2020 г.
Тем не менее по итогам 2022 г. объем экспорта топлива упал на 11% по сравнению с 2021 г., составив 53,69 млн т.
Также из данных ГТУ следует, что по итогам 2022 г. импорт природного газа, в т.ч. в виде сжиженного природного газа (СПГ), снизился на 9,9%, до 109,25 млн т.
В декабре 2022 г. импорт газа составила 10,28 млн т, что на 12% ниже по сравнению с показателем декабря 2021 г.
В первую очередь сокращение импорта газа связано с резким снижением закупок СПГ, поскольку рост мировых цен и замедление экономики оказали давление на спрос.