Ежемесячный доклад МЭА представило 12 мая 2022 г.
Спрос на нефть
По прогнозу МЭА, спрос на нефть в мире в 2022 г. увеличится на 1,8 млн барр./сутки и составит 99,4 млн барр./сутки.Прогноз по росту глобального спроса на нефть снижен на 100 тыс. барр./сутки по сравнению с предыдущим докладом.
Предполагается, что рост мирового спроса на нефть замедлится с 4,4 млн барр./сутки в 1м квартале 2022 г. до 1,9 млн барр./сутки во 2м квартале.
При этом во 2й половине года, по прогнозам, рост спроса замедлится в среднем до 490 тыс. барр./сутки на фоне более умеренного экономического роста и повышения цен.
Одновременно МЭА предполагает, что по мере ослабления антиковидных ограничений в Китае, наступления летнего периода активного вождения и восстанавливается спроса на авиатопливо, мировой спрос на нефть к августу 2022 г. вырастет на 3,6 млн барр./сутки с апрельского минимума.
Ранее свой доклад по мировому рынку нефти представило Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA), также снизившее свой прогноз по росту спроса на нефть в связи с замедлением темпов роста мировой экономики в т.ч. в связи с противопандемическими мерами в Китае:
- понизило прогноз по росту глобального спроса на нефть в 2022 г. на 0,2 млн барр./сутки, одновременно повысив прогноз на 2023 г. на 0,1 млн барр./сутки;
- ожидает роста спроса на нефть в мире на 2,22 млн барр./сутки, до 99,61 млн барр./сутки, в 2023 г. - на 1,94 млн барр./сутки, до 101,55 млн барр./сутки.
- снижением экономических темпов роста в Китае (являющемся 2м крупнейшим и самым быстрорастущим потребителем нефти в мире) и ужесточением в регионе локдаунов из-за новой волны COVID-19;
- ростом инфляционных ожиданий на 2е полугодие 2022 г. на фоне ситуации на Украине.
Запасы нефти
Коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов в мире сократились в марте 2022 г. по сравнению с февралем на 45 млн барр., а в странах ОЭСР выросли на 3 млн барр., но по-прежнему были ниже средних 5-летних значений.Общие мировые запасы в настоящее время на 1,2 млрд барр. ниже, чем в июне 2020 г.
В ОЭСР высвобождение в марте 24,7 млн барр. из госзапасов остановило стремительное снижение коммерческих запасов.
Коммерческие запасы нефти в ОЭСР выросли на 3 млн барр., до 2,626 млрд барр. за счет активных продаж нефти из госрезервов, но остались на 299 млн барр. ниже среднего показателя за 5 лет.
Выполнение сделки ОПЕК+
МЭА полагает, что страны ОПЕК+ в апреле 2022 г. в очередной раз не смогли полностью нарастить добычу в рамках одобренных альянсом квот, выполнив свою сделку на 223%:- ОПЕК - на 162%,
- не ОПЕК - на 330%,
- Россия - на 337%.
В частности, считается, что МЭА занижает оценки по добыче нефти чтобы подтолкнуть к более активному росту производства.
По данным МЭА, в апреле 2022 г. добыча нефти 23 стран ОПЕК+ упала на 1,03 млн барр./сутки, до 43,12 млн барр./сутки (с учетом освобожденных от обязательств Ирана, Ливии и Венесуэлы, а также не участвующей в сокращении добычи Мексики).
Причем снижение добычи нефти в России оказалось таким масштабным, что, если брать в расчет только 19 стран альянса, связанных обязательствами, то их добыча упала на 840 тыс. барр./сутки вместо планируемого роста на 400 тыс. барр./сутки.
В результате общее производство нефти ОПЕК+ оказалось примерно на 2,7 млн барр./сутки ниже апрельского целевого уровня по сравнению с дефицитом в 1,3 млн барр./сутки в марте 2022 г.
Помимо ситуации с Россией, на результат выполнения соглашения повлияла сохраняющаяся нехватка свободных производственных мощностей в альянсе.
Так, из ближневосточных участников соглашения значительное количество свободных мощностей, которые можно быстро запустить в производство, есть только у Саудовской Аравии и ОАЭ.
Снижение добычи в России
В докладе уточняется, что поставки нефти из России сократились в апреле 2022 г. примерно на 1 млн барр./сутки, что привело к снижению мирового предложения на 710 тыс. барр./сутки, до 98,1 млн барр./сутки.Добыча нефти и конденсата в России в апреле упала на 960 тыс. барр./сутки по сравнению с мартом, до 10,4 млн барр./сутки.
Хотя это минимум с ноября 2020 г., снижение оказалось слабее прогнозов агентства в предыдущем докладе, а ожидаемое падение добычи нефти в России на 3 млн барр./сутки МЭА отложило до 2й половины 2022 г.
Добыча только нефти сократилась на 900 тыс. барр./сутки, до 9,1 млн барр./сутки, что на 1,3 млн барр./сутки ниже целевого уровня по сделке ОПЕК+.
Причиной падения добычи стало то, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в стране перерабатывали меньше сырья из-за замедления экспорта нефтепродуктов и снижения внутреннего спроса, вызванного волной западных санкций.
По прогнозам МЭА, по итогам 2022 г. добыча нефти и конденсата в РФ может упасть до минимума с 2004 г. и составить 9,6 млн барр./сутки.
Тяжелых последствий не будет?
Серьезных проблем на рынке в связи с сокращением поставок российской нефти МЭА по-прежнему не видит.Агентство ожидает, что со временем неуклонно растущие объемы добычи ОПЕК+ и США, наряду с замедлением роста спроса парируют острый дефицит предложения в результате сокращения поставок из России.
За исключением России, добыча в остальном мире должна вырасти на 3,1 млн барр./сутки с мая по декабрь 2022 г.
С 15 мая 2022 г. ситуация с российскими поставками нефти должна ухудшиться в связи, поскольку с этой даты должны быть прекращены сделки с Роснефтью, Газпром нефтью и Транснефтью, за исключением необходимых ЕС поставок.
В связи с этим крупные трейдеры последовательно сворачивают операции с российской нефтью.
МЭА ожидает, что изоляция России продолжит углубляться, поскольку ЕС и G7 рассматривают более жесткие санкции, которые включают полный отказ от импорта российской нефти (окончательного решения по данному вопросу до сих пор не принято).
Одновременно МЭА признает, что ожидаемое восстановление спроса в летний период может создать дополнительную нагрузку для потребителей, если переработчики не смогут идти в ногу с этим восстановлением.
Источники нефти для снабжения НПЗ МЭА не уточняет, но напоминает о своем плане из 10 пунктов, которые могут помочь в плане сокращения потребления нефти и облегчения давления на рынки, вызванного высокими ценами на нефть.
Напомним, что МЭА представляет интересы стран-потребителей энергоресурсов и в последние месяцы активно продвигает различные меры снижения зависимости от ископаемого топлива, которые вызывают большие вопросы у экспертного сообщества.