Техкомитет ОПЕК+ исходит из заявленных планов по увеличению добычи на 400 тыс. барр./сутки
Также ОПЕК+ думает об исключении данных и оценок МЭА из своих прогнозов ввиду их политизированности
Источник: ОПЕК
Об этом сообщил Интерфакс со ссылкой на источники, знакомые с позицией Технического комитета ОПЕК+ (Joint Technical Committee, JTC), заседание которого прошло 30 марта 2022 г.
В июле 2021 г. соглашение ОПЕК+ было продлено до конца 2022 г., при этом было принято решение, что с мая 2022 г. (с момента, когда должен был истечь срок действия принятого в апреле 2020 г. нового соглашения ОПЕК+) для ряда стран будет повышен базовый уровень, от которого отсчитывается объем сокращения добычи.
Официально о причинах такого решения не сообщалось, но споры между Саудовской Аравией и ОАЭ позволяли предположить, что речь идет об обеспечении окупаемости инвестиций в расширение инфраструктуры для добычи нефти, сделанных после даты, на которую определялся базовый уровень (т.е. после октября 2018 г.).
Базовый уровень с мая 2022 г. повышается для России и Саудовской Аравии (на 500 тыс. барр./сутки, до 11,5 млн барр./сутки), ОАЭ (на 332 тыс. барр./сутки, до 3,5 млн барр./сутки), Ирака (на 150 тыс. барр./сутки, до 4,803 млн барр./сутки) и Кувейта (на 150 тыс. барр./сутки, до 2,959 млн барр./сутки).
Также в июле 2021 г. было принято решение о повышении квот по добыче для стран ОПЕК+ на 400 тыс. барр./сутки, что позволит полностью снять ограничения в сентябре 2022 г.
С августа 2021 г. ОПЕК+ последовательно придерживается этого плана.
31 марта 2022 г. пройдет очередная министерская встреча ОПЕК+, на которой предстоит определить уровень добычи стран альянса в мае 2022 г.
Также Интерфакс сообщил, что эксперты JTC в ходе заседания 30 марта 2022 г. предложили исключить данные и оценки Международного энергетического агентства (МЭА) из своих прогнозов.
В настоящее время данные МЭА, наряду с оценками других агентств (Argus, IHS-CERA, EIA, PIW, Platt's), служат основной для сводных оценок по добыче стран ОПЕК+, формируя т.н. «данные вторичных источников».
На основе этих данных ОПЕК+ рассчитает квоты, исполнение соглашения, уровни недосокращенной добычи, объемы ее компенсации.
Кроме того, данные МЭА, наряду с данными ОПЕК и Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), служат основой для прогнозов по спросу, предложению нефти на рынке, величины коммерческих запасов и т.д., которые ОПЕК+ учитывает при принятии решения по добыче странами альянса.
Предложение JTC об исключении данных МЭА, вероятно, связано с политической позицией, которую занимает агентство.
Напомним, что МЭА было создано после нефтяного кризиса в 1974 г. странами Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для помощи в координации коллективного реагирования на перебои в поставках нефти.
Фактически МЭА, как организация стран-потребителей энергоносителей, представляет собой анти-ОПЕК, а последние документы МЭА вызвали большие вопросы у экспертного сообщества.
По словам источников, пока речь идет о замене МЭА другим источником информации только по данным производства стран ОПЕК+, но также обсуждается и исключение оценок агентства из процесса прогнозирования других экономических показателей.
Окончательное решение будут принимать министры ОПЕК+ в ходе встречи 31 марта.
Ранее критику в адрес МЭА высказал министр энергетики и инфраструктуры ОАЭ С. аль-Мазруи.
По словам министра, дефицит нефти на рынке вызван тем, что западные страны активно лоббировали исключение ископаемых видов топлив из энергобаланса на фоне климатической повестки, и призывали прекратить инвестиции в нефтегазовую отрасль.
С. аль-Мазруи подчеркнул необходимость того, чтобы такие институты, как МЭА, были реалистичными, мудрыми и не сообщали миру информацию, которая вводит в заблуждение.
Так, несмотря на многочисленные заявления об отсутствии потребности в инвестициях в нефтедобычу, в условиях дефицита энергоносителей в 2021 г. МЭА и входящие в него США неоднократно просили ОПЕК увеличить добычу нефти.
Когда ОПЕК не пошла навстречу этим пожеланиям, страны МЭА пошли на изъятие нефти из своих стратегических резервов, чтобы снизить цены на нефть.
На данный момент шаги МЭА к радикальному снижению цен не привели, Brent и WTI продолжают торговаться выше 100 долл. США/барр.