Свой план МЭА опубликовало 18 марта 2022 г.
В вышедшем 16 марта 2022 г. ежемесячном обзоре МЭА заявило об ожидаемом падении добычи нефти в России с апреля 2022 г. на 3 млн барр./сутки в связи с вступлением санкций в силу и стремлением покупателей избежать покупок российской нефти (обычный объем поставок российской нефти на мировой рынок МЭА оценило в 8 млн барр./сутки).
В связи с этим МЭА предупредило об опасности шоковых последствий для предложения нефти на мировом рынке.
Одновременно МЭА увидело новые возможности, которые создает текущий энергетический кризис.
Эти возможности обусловлены тем, что совокупность экономических факторов и факторов энергобезопасности может ускорить уход от нефти.
Детальные рекомендации по конкретным действиям, которые правительства и потребители могут предпринять, чтобы сократить спрос на нефть в краткосрочной перспективе и ослабить напряженность на рынке МЭА обещало представить в ближайшие дни.
На подготовку плана по сокращению потребления нефти у МЭА ушло 2 дня.
Хотя, возможно, речь идет о формулировании ранее подготовленных планов в полюбившемся формате «10 пунктов».
Предлагаемые меры в основном касаются снижения потребления нефти в транспортной отрасли, что ожидаемо, поскольку большая часть спроса на нефть приходится именно на транспорт.
Ожидаемый эффект от предлагаемых мер - снижение спроса на нефть в мире на 2,7 млн барр./сутки в течение 4 месяцев.
Напомним, что в 2022 г. МЭА ожидает роста глобального спроса на нефть на 2,1 млн барр./сутки по сравнению с 2021 г., до 99,7 млн барр./сутки.
10 пунктов МЭА по сокращению потребления нефти
- Снижение скоростного режима на автомагистралях по крайней мере на 10 км/ч. Воздействие - экономия около 290 тыс. барр./сутки легковым автотранспортом и дополнительно 140 тыс. барр./сутки грузовым (делается оговорка о том, что воздействие от этой меры будет краткосрочным и отражает реализацию в странах с развитой экономикой, где это возможно и культурно приемлемо).
- Работа из дома до 3 дней в неделю, где возможно. Воздействие - 1 день в неделю удаленной работы экономит около 170 тыс. барр./сутки, 3 дня - около 500 тыс. барр./сутки.
- Воскресенье без автомобилей в городах. Воздействие - каждое воскресенье экономит около 380 тыс. барр./сутки, 1 воскресенье в месяц экономит 95 тыс. барр./сутки.
- Повышение доступности общественного транспорта и стимулирование микромобильности (ходьбы и езды на велосипеде). Воздействие - экономия около 330 тыс. барр./сутки.
- Сокращение доступа частных автомобилей на дороги крупных городов. Воздействие - экономия около 210 тыс. барр./сутки.
- Увеличение совместного использования автомобилей и принятие мер по сокращению потребления топлива. Воздействие на потребление топлива - экономия около 470 тыс. барр./сутки.
- Содействие эффективному вождению грузовых автомобилей и доставке грузов. Воздействие - экономия около 320 тыс. барр./сутки.
- Использование высокоскоростных и ночных поездов вместо самолетов, где возможно. Воздействие - экономия около 40 тыс. барр./сутки.
- Отказ от деловых перелетов, в случаях, где существуют альтернативные варианты. Воздействия - экономия около 260 тыс. барр./сутки.
- Активизация внедрения электротранспорта и других энергоэффективных транспортных средств - экономия около 100 тыс. барр./сутки.
Детальных обоснований оценок ожидаемой экономии МЭА не приводит.
Впрочем, как и не сообщает и источники финансирования, например, внедрения альтернативных видов транспорта.
При этом МЭА признает, что большинство предлагаемых действий в плане пунктов потребуют изменений в поведении потребителей, подкрепленных правительственными мерами.
Также потребуются меры на уровне региональных и местных властей и информационные кампании по повышению осведомленности общественности.
Так, МЭА рассчитывает на добровольное следование этим рекомендациям гражданами и корпорациям, которые проявят солидарность с народом Украины.
Как эти действия будут реализованы, зависит от ситуации в каждой конкретной стране с точки зрения их энергетических рынков, транспортной инфраструктуры, социальной и политической динамики и других аспектов.
При этом МЭА готово поддержать все страны в разработке и оптимизации предложенных мер.
Также МЭА в очередной заявило, что сокращение использования нефти не должно быть временной мерой, поскольку это важно не только для повышения энергетической безопасности стран, но и для решения проблемы изменения климата и сокращения загрязнения воздуха.
Ранее МЭА представило план из 10 пунктов, призванных снизить зависимость ЕС от российского газа.
По степени проработанности эти документы можно считать сопоставимыми.
В числе предложенных мер - отказ от новых контрактов с Россией, поиск альтернативных поставщиков, развитие возобновляемой энергетики, снижение температуры отопления в помещениях, повышение энергоэффективности.
Примечательно, что ЕК отнеслась к этим предложениям вполне серьезно и положила их в основу своего плана по отказу от угля, нефти и газа из России к 2030 г.