Пока ситуация тупиковая.
В ближайшие недели спрос на нефть упадет на 20 млн барр/сутки. При 100 млн барр/сутки в 2019 г. - это падение выглядит шокирующим.
Договориться в этом случае мировым нефтяным державам крайне сложно.
В 3ке лидеров мировой добычи: США, Саудовская Аравия и Россия.
Но если аравийцы и Россия сидят на нефтяной игле, то экономика США разительно диверсифицирована.
Последствия падения цен на нефть для американцев будут гораздо слабее, чем для Саудовской Аравии и России.
Если саудиты - союзники США, да и дебит нефти у них почти в 100 раз выше, чем в РФ, то и из рецессии они выйдут легче.
А вот власти РФ в союзники США не запишешь, и чтобы договориться с американцами простых призывов, вероятно, будет недостаточно.
Если цены на нефть не поднимутся до хотя бы какой-то рентабельности, то хуже всего будет РФ.
И дело даже не в том, что рухнет экономика.
Гражданам будет не на что жить, что приведет к беспокойству, а это - к нестабильности в стране.
Группе богатых граждан в короткий срок не удастся снизить накал страстей, даже если они все деньги отдадут.
Нестабильность в России - это страшная штука, и не хотелось бы, чтобы это случилось.
По мысли ЦМАКП, если для большинства других стран само падение цен на нефть (а значит, и на топливо) является стимулирующим фактором, то для России ситуация обратная:
- при падающих нефтяных ценах происходит сжатие внутреннего спроса,
- это приведет к тому, что существенная часть распустивших персонал на карантин предприятий просто не смогут полноценно открыться вновь (и чем дольше продлится карантин, тем этот эффект будет жестче).
При активной антикризисной политике спад ВВП удастся сдержать в пределах 2,5% в 2020 г. и 0,8% в 2021 г, безработица не превысит 5,8% на пике в 2021 г. (после 4,6% по итогам 2019 года).
Выигрыш, по оценке ЦМАКП, относительно сценария «жесткий кризис» составит по ВВП 0,5-0,8% в 2020 году и по 0,1-0,3% в 2021 и 2022 годах, по безработице и реальным располагаемым доходам населения тоже довольно велик. Так, в «жестком кризисе» уровень безработицы повышается в 1,5 раза к 2019 г.
Расчеты ЦМАКП строятся на предположении о значительном падении спроса на российский экспорт нефти, газа, машин и оборудования, услуги туризма и транспорта, а также на том, что до докризисного уровня цены на нефть не поднимутся уже никогда и лишь в 2021 г. войдут в диапазон 42-45 долл США/ баррель сорта Urals - то есть поднимутся на тот уровень, при котором нефтяные доходы нейтральны для федерального бюджета.
Базовый сценарий опирается на то, что правительство:
- выполнит уже намеченные антикризисные меры за счет резервного фонда на 300 млрд рублей в 2020 году и 200 млрд рублей в 2021 году и перераспределения части ранее утвержденных расходов федерального бюджета (400-500 млрд рублей) для поддержки отраслей и сохранения занятости.
В отношении региональных бюджетов экономисты ЦМАКП считают оправданным на время отказаться от их сбалансированности ради поддержки бизнеса и допустить суммарный дефицит до 0,5% ВВП в 2020 г. и 0,2% ВВП в 2021 г.
Банк России, считают экономисты ЦМАК, должен воздерживаться от повышения ключевой ставки, а также оказывать поддержку долговому рынку, прежде всего чтобы сохранить невысокую стоимость заимствований для бюджета.
Автор: О.Бахтина