В ходе совещания обсуждались:
- меры по борьбе с коронавирусной инфекцией,
- ситуацию в экономике,
- весенне-полевые работы в сельском хозяйстве,
- вопросы ЖКХ.
Но наиболее любопытным показался вопрос В. Путина уже в конце совещания, в конце доклада Патрушева -сына, главы Минсельхоза РФ.
Впервые власти решили обратить внимание на казус с ценами на бензин.
Ситуация с ценами на бензин.
В. Путин высказал удивление из-за роста цен на некоторые виды топлива.
В. Путин активно использует тему ГСМ в качестве предвыборного козыря.
Гражданам приятно, когда цены на ГСМ не растут.
Перед выборами Президента цены на ГСМ неожиданно встали, даже инфляция была выше.
Гражданам это нравилось.
Но кое-кто говорил о неком сговоре властей с нефтяниками с целью временной стабилизации цен на ГСМ в период выборов президента, утверждая, что такая стабильность цен - это неестественно в рыночной экономике..
Действительно, после выборов, весной 2018 г. цены на нефтепродукты сделали такой гэп, что В. Путину пришлось вмешаться в ситуацию с ценами на топливо
В ходе прямой линии в 2018 г. автолюбитель его спросил, сколько можно терпеть рост на топливо?
В. Путин назвал ситуацию недопустимой и неправильной, обвинив чиновников в неточном регулировании, которое было введено в сфере энергетики и энергоресурсов.
Хотя правительство уже приняло ряд мер для снижения цен на топливо, который наблюдался с весны, но В. Путин поручил заняться этим вопросом гораздо более серьезно.
Это вылилось в соглашение между правительством и нефтяными компаниями, которые обязались зафиксировать оптовые цены на бензин и дизтопливо до конца 2018 г., а в 2019 г. - индексировать его не выше инфляции.
Так что, играть с ценами на бензин следует осторожно.
Ныне рост цен на топливо оказалось выше уровня инфляции.
Так, летнее дизельное топливо выросло по цене незначительно, зимнее - чуть больше, но тоже в рамках инфляции.
Раньше только экономисты отмечали, что 92й бензин за год подорожал на 10,44%/год - больше чем в 2 раза, чем инфляция.
Власти тактично этот вопрос обходили стороной.
Цены на сырую нефть упали в 2 раза, хорошо бы по ценам на топливо держаться на прежнем уровне, - жестко отметил В. Путин.
Д. Патрушев тактично попытался пояснить, что бензин в качестве топлива сельскохозяйственная техника практически не использует, но вовремя остановился и произнес нужные слова: Владимир Владимирович, мы проработаем. Услышали, будем держать на контроле.
«Цены на нефть просто рухнули ..., а бензин вырос. Как так может быть?», - уже мягче удивился В. Путин.
Д. Патрушев пообещал.....
Удивление В. Путина динамике цен на бензин случайным не бывает.
Перед Референдумом никому не нужен рост цен на ГСМ, но из-за коронавируса все смешалось в доме Облонских...:
- сам факт проведения Референдума под вопросом,
- апатия граждан только растет, что только усложняет его проведение,
- коронавирус достаточно активен, поэтому многие просто не пойдут из-за опасения заразиться
Больных людей никак не заставить голосовать.
Поэтому используются все резервы повышения популярности действий властей перед Референдумом.
Пока не совсем ясно, что хотел сказать этими словами В. Путин:
- нужно удержать цены на ГСМ?
- нужно понизить цены на ГСМ?
Ранее чиновники высказывались по поводу ГСМ, но, вероятно, после слов В. Путина этого опять недостаточно:
- замминистра финансов РФ А. Сазанов ранее заявил, что цены на бензин в России не снизятся в связи с падением цен на нефть, правда и расти не должны.
- аналогичную позицию озвучивал и глава Минэнерго РФ А. Новак, пояснивший, что стабильность цен на топливо обеспечивается тем, что в налоговой системе РФ работает демпфирующий механизм, который позволяет нивелировать изменение цен на мировых рынках в стоимости топлива.Суть демпфера в том, что нефтекомпании получают компенсации недополученной прибыли при поставках топлива на внутренний рынок, если экспортные цены оказались выше условных внутренних.
COVID-19 коронавирус.
Вице-премьер Т. Голикова доложила:
- ситуация с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 остается достаточно сложной.
- в мире на 17 марта 2020 г. зарегистрировано 182 тыс. случаев заболевания, из них 81 тыс. в Китае и 101 тыс. за его пределами в Китае.
- инфекция зарегистрирована в 137 странах мира, более 7 тыс. человек уже умерло.
- в России зарегистрировано 114 заболевших (104 завозных случаев, 10 - контактных) в 26 регионах страны. Из них 5 уже выздоровели и выписаны, 109 человек находятся в стационаре, у 106 заболевание протекает в легкой форме, без симптомов.
- за счет запретительных мер, которые были приняты еще в январе 2020 г., в России инфекция пока получила ограниченное распространение.
- расслабляться нельзя, сейчас основным приоритетом является препятствование распространению инфекции в популяции,
- в РФ производится до 100 тысяч тест-систем/сутки. Наработано - 710 тысяч тест-систем, на рынке появятся новые тест-системы, которые зарегистрированы в РФ.
- в регионы поставлено 427 тысяч тест-систем, ещё 282 тысячи – это вчерашний и сегодняшний дни, когда регионы будут уже формулировать свои заявки.
1й вице-премьер А. Белоусов рассказал о мерах, которое принимает правительство РФ для минимизации ущерба от COVID-19 для экономики России.
А. Белоусов обозначил 4 ключевых фактора, характеризующих ситуацию, с которой столкнулась российская экономика:
- внешний шок и снижение мировых цен на нефть с 65 долл. США/барр. в середине января до 30 долл. США/барр. на данный момент,
- сильная волатильность мировых финансовых рынков, в т.ч. развитых стран, которая проецируется и на российские финансовые рынки,
- закрытие или резкое сжатие ряда традиционных рынков сбыта российской продукции (Китай и ЕС), а также нарушение трансграничных цепочек поставок комплектующих и компонентов,
- ограничительные меры, которые создают сложности для ряда секторов (туризма, гостиничного бизнеса, авиаперевозок, культуры, спорта и др.).
- снижении волатильности финансовых рынков с учетом складывающейся обстановки в мире,
- обеспечение поддержки населения (наиболее уязвимых групп), обеспечение бесперебойного снабжения товарами народного потребления, лекарствами и медицинскими изделиями,
- оперативная и эффективная поддержка отраслям и компаниям, оказавшимся в зоне риска.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина