Об этом свидетельствуют данные госдоклада по энергоэффективности, опубликованного Минэкономразвития РФ 26 декабря 2019 г.
За прошедшие 10 лет энергоемкость ВВП России снизилась всего на 9%, а последние 4 года энергоемкость ВВП не снижается.
Напомним, что в 2008 г. правительство РФ планировало на 40% снизить энергоемкость экономики к 2020 г.
2020 г. уже практически наступил и 4-кратное отставание от плана очевидно.
Цель по снижению энергоемкости российского ВВП на 60% при сохранении текущих темпов будет достигнута только в 2043 г.
При этом общий размер инвестиций в энергосбережение и повышение энергетической эффективности в 2018 г. вырос на 26% в сравнении с 2017 и 2016 гг., до 188 млрд. руб. (0,2% от совокупного ВРП РФ).
Также неприятным моментом является то, что доля частных инвестиций сокращается.
Разброс удельных показателей̆ инвествложений в энергосбережение среди субъектов РФ достигает почти 300 раз.
Суммарный годовой объем инвестиций в энергосбережение в рамках заключенных энергосервисных контрактов составляет 44 млрд руб.
Это соответствует всего лишь 0,5% от совокупных затрат на приобретение энергоресурсов (8,5 трлн руб.).
Удельное потребление тепловой̆ и электрической̆ энергии в жилищном секторе в регионах со схожими климатическими условиями различается до 3 раз.
Пробуксовывает установка приборов учета.
К 1 июля 2012 г. должно было полностью завершиться оснащение многоквартирных домов (МКД) коллективными приборами учета потребляемых ресурсов.
Спустя 7 лет, в 2019 г., уровень охвата МКД приборами учета составил всего 61%.
Уровень внедрения современных технологий в области энергосбережения недостаточный̆: только 27% введенных в эксплуатацию в 2018 г. МКД обладают повышенными классами энергетической̆ эффективности (А++, А+, А, В, С).
Всего 5% вводимых в эксплуатацию МКД оснащены ИТП с погодным регулированием.
В результате, на сегодняшний̆ день более 50% всех МКД (54%) в стране потребляет вдвое больше энергии по сравнению с их современными аналогами.
При этом экономика РФ обладает существенным потенциалом энергосбережения.
Энергоемкость российского ВВП выше мирового уровня на 46%, уровня Канады, близкой по климатическим условиям, - на 17%.
Реализация накопленного потенциала позволит высвободить значительные дополнительные объемы ископаемого топлива для экспорта, «озеленить» баланс потребляемой энергии, сократить выбросы в атмосферу, повысить качество жизни.
Ключевым потенциальным драйвером в снижении энергоемкости ВВП России является технологический̆ фактор.
В наибольшей степени его влияние просматривается в наиболее энергоемких секторах экономики - энергетике, обрабатывающей промышленности, транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Повышения энергоэффективности можно достичь за счет внедрения передовых технологий:
- парогазовых установок,
- установок комбинированной̆ выработки электричества и тепла,
- электрификации и газификации транспорта,
- современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов,
- установок регулируемого привода,
- энергоэффективных светильников и систем управления освещением,
- ИТП с погодным регулированием,
- современных приборов учета потребления энергоресурсов.
Замминистра экономического развития РФ М. Расстригин отметил, что наиболее ощутимый эффект могут дать именно газовые технологии.
Ключевую роль в российском энергобалансе играет природный газ (60%), причем большая его часть потребляется в энергетике.
Поэтому очень важно скорейшее внедрение газотурбинных технологий в большой энергетике.
Так, внедрение парогазовых установок на всех электростанциях, которые потребляют газ, позволила бы сэкономить около 1/3 потребляемого газа.
Россия в настоящее время нацелена на создание собственных газовых турбин большой мощности (ГТБМ).
Создание собственных ГТБМ имеет огромное значение для развития российской промышленности, и в частности, для программы модернизации тепловых электростанций (ТЭС), стартовавшей в 2019 г. и рассчитанной на модернизацию 39 ГВт генерирующих мощностей.
Стоимость программы модернизации ТЭС оценивается в 1,9 трлн руб.
Для проектов, включенных в программу, гарантируется окупаемость инвестиций за счет повышенных платежей потребителей.
В рамках программы модернизации ТЭС по общему конкурентному отбору проходят 85% от годового объема, 15% формирует правкомиссия по вопросам развития электроэнергетики.
В декабре 2019 г. Минэнерго РФ опубликовало требования для площадок электростанций, которые могут быть использованы в качестве испытательных стендов для обкатки газовых турбин средней и большой мощности, а также перечень электростанций, которые потенциально могут выступить испытательным стендом.
Однако Минэкономразвития РФ рассматривает и другой вариант.
М. Расстригин пояснил, что конкурс проектов для обкатки российских газовых турбин средней и большой мощности могут провести отдельно от программы модернизации ТЭС.
Решение по отдельному конкурсу сейчас прорабатывается.
Автор: Е. Алифирова