Об этом заявил министр финансов А. Силуанов на заседании правительства РФ 12 декабря 2019 г. в Горках, Московская область.
Повестка:
- об исполнении федерального бюджета,
- ход выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 9 месяцев 2019 г.
Вначале Д. Медведев бодро заявил о том, что по состоянию на 6 декабря 2019 г. доходы бюджета превысили 18 трлн рублей, а расходы - 12 трлн рублей, что приблизительно на 580 млрд руб больше, чем за 2018 г. YoY.
А. Силуанов был не столь оптимистичен и сходу заявил о неэффективности льгот для нефтяных компаний, дерзко пообещав представить по итогам 2019 г. доклад об эффективности льгот, поскольку инвестиционная активность, на которую рассчитывали в правительстве РФ, не увеличивается.
Тезисы А. Силуанова:
- уменьшилась доля нефтегазовых доходов на 0,9% ВВП. В основном за счет снижения цен на нефть, с другой стороны - за счет тех льгот, которые мы более активно стали предоставлять нефтяным компаниям;
- видим, что инвестиционная активность, к сожалению, от предоставленных льгот нефтяных компаний не увеличивается. В планах компаний в 2019 г. выплатить за счет дополнительных доходов себе дивиденды. Поэтому соответствующий доклад об эффективности льгот в нефтегазовом секторе мы представим главе правительства Д. Медведеву по итогам завершения 2019 г.
Из-за его позиции по проекту Восток Ойл Роснефти И. Сечину пришлось обращаться с просьбой о льготах напрямую к В. Путину.
Ранее Минфин также выступал за полную компенсацию 600 млрд руб. выпадающих доходов бюджета из-за льгот Приобскому нефтяному месторождению за счет повышения НДПИ или введения НДПИ на попутный нефтяной газ (ПНГ).
В то время как Минэнерго говорило, что потери будут компенсированы инвестициями и ростом добычи, то есть фактически выступало за компенсации за счет бюджета.
Впрочем, волнуется А. Силуанов не случайно.
Это не от того, что он такой хороший, а просто инструментов по изыманию средств у населения уже больше нет.
Сбор налогов вырос - бремя великое, НДС тоже вырос, и Пенсионная реформа придавила граждан.
Осталось подкорректировать пенсионный коэффициент (ИПК).
И. Сечин, понимая, что надежд на внутреннее финансирование у Роснефти нет, засобирался в Японию с целью поиска потенциальных инвесторов для дорогостоящего арктического кластера Восток Ойл.
Тезисы А. Силуанова на брифинге:
- мы проводим политику, которая заключается в том, чтобы не выпускать из бюджета деньги любой ценой;
- сейчас жестче контроль,поэтому остаются ресурсы неисполненные в бюджете;
- приняли решение об упрощении процедур 44го ФЗ;
- бóльшая часть остатков из 1 триллиона с небольшим миллиардов рублей - более 400 млрд рублей - это контрактуемые обязательства, по которым уже заключены, но не выполнены контракты, потому что не будут сданы соответствующие работы.
- в целом расходы федерального бюджета исполнены за 9 месяцев 2019 г. на уровне 62,4%. Это действительно невысокий показатель, несколько ниже, чем за 2018 г. YoY.
Для любознательных напомним, что 16 декабря 2019 г. А. Силуанов утвердил директивы № 11528п-П13 о переходе на налоговый мониторинг компаний с госучастием.
Специальный перечень был утвержден распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р.
Теперь представителям интересов РФ в СД компаний нужно в 10-дневный срок инициировать проведение заседаний с включением в повестку дня вопроса «О возможности перехода АО на налоговый контроль в форме налогового мониторинга».
На сегодняшний день налоговый мониторинг уже проводится в отношении 16 компаний с государственным участием (Ростех, РЖД, Аэрофлот, ИнтерРАО, Банк ВТБ, НКЦ и тд).
С 2020 г. на налоговый мониторинг переходят 32 компании с госучастием: Сбербанк, Росатом, Ростелеком, Россети, ФСК, РусГидро, аэропорт Шереметьево, Федеральная пассажирская компания, Федеральная грузовая компания, Совкомфлот, СКФ Шельф, ВТБ лизинг, Дом.РФ и Банк Дом.РФ и тд.
С 2020 г. налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 95 компаний, которые обеспечивают 30% поступлений в федеральный бюджет РФ.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина