Главное следственное управление (ГСУ) СКП в конце прошлой недели объявило о возбуждении уголовного дела по факту злоупотреблений при поставках концерном Daimler AG российским госструктурам автомобилей Mercedes-Benz. Расследование начато спустя более чем полгода после того, как власти США официально выдвинули против компании обвинения в подкупе чиновников в 22 странах, в том числе и в России. Примечательно, что пока произошедшее квалифицировано как простое мошенничество, а вовсе не взяточничество.
Скандал вокруг Daimler AG разгорелся 23 марта этого года, когда Комиссия по ценным бумагам и рынкам и минюст США подали иск в суд Вашингтона, обвинив концерн в коррупции. Спустя неделю он сам пошел на сделку с американскими властями, признав, что в 1998--2008 годах его представители действительно платили откаты для получения госзаказов чиновникам в 22 странах: России, Китае, Египте, Греции, Ираке, Турции, Туркмении и др. По условиям сделки Daimler AG согласился взамен на снятие обвинений добровольно выплатить США 185 млн долл. Половину этой суммы составил штраф, остальное -- незаконно полученная прибыль. Причем 27,26 млн долл. из этого объема выплатило российское представительство компании.
В России объем взяток в 2000--2005 годах, по оценкам американских властей, составил от 3 до 5 млн евро. Деньги представители концерна передавали как напрямую, так и через офшоры. Среди покупателей Mercedes-Benz были Гараж особого назначения (ГОН) ФСО, МВД, Минобороны, правительство Москвы, муниципалитеты Уфы и Нового Уренгоя. Всего за это время автоконцерн продал российским госструктурам автомобилей почти на 65 млн евро.
Российские правоохранительные органы не спешили начинать собственное расследование. В МВД отмечали, что для этого необходимо поручение Генпрокуратуры, а в СКП сетовали на необходимость заявления от самой компании. В итоге соответствующие проверки в МВД и ГОНе начались по поручению президента Медведева. В то же время Генпрокуратура 12 апреля отправила в минюст США официальный запрос с просьбой предоставить материалы расследования.
Уже в конце мая они поступили в Россию, но и после этого официальное расследование не началось. В присланных американской стороной документах фигурировали лишь названия банков, организаций и суммы откатов, но конкретные фамилии не назывались. Хотя и было отмечено, что наиболее крупные взятки получали чиновники ГОНа и МВД. В частности, неизвестные сотрудники правительственного гаража якобы получили порядка 1,4 млн евро.
Для проверки этой информации Генпрокуратура направила полученные из США материалы в столичный УБЭП. По неофициальным данным, конкретных подозреваемых в итоге выявлено не было -- доказать взятку пятилетней давности крайне сложно, к тому же с тех пор состав ответственных чиновников значительно обновился.
Возможно, что именно из-за проблем с доказыванием старых взяток расследование инициировано по ст. 159-4 УК РФ -- «мошенничество, совершенное в особо крупном размере». Возбуждение дела позволит следователям не только допросить всех, кого они посчитают нужным, но и провести выемки документов.
По другой версии, подозреваемые -- уже бывшие сотрудники госорганов -- все же были установлены. Заранее владея информацией о готовящейся закупки автомобилей, они сами выходили на представителей концерна и, намекая на свое большое влияние, предлагали поспособствовать заключению контракта. В итоге машины приобретались за те же деньги, что и изначально планировалось, а чиновники получали в карман «комиссионные», но никакого ущерба госбюджету нанесено не было.