Изображение minibiznes.ru |
Не так давно принимал участие в программе ТВЦ «Прогнозы».
Она была посвящена малому предпринимательству: почему оно развивается у нас с таким скрипом.
И хотя не могу пожаловаться на нехватку возможностей высказаться, но, как обычно, сказать по этому поводу хочется больше, чем удается в программе.
Казалось бы, здравый смысл подсказывает власти: дайте малому бизнесу дорогу, создайте ему условия.
Ну хотя бы не чмарите его! Это же рабочие места, рост жизненного уровня большого числа людей, возможность снизить социальную напряженность…
Это, наконец, увеличение дойного стада – для тех, кто видит мир именно в этом разрезе.
А вот нет, не идет у нас малый бизнес.
Только самые стойкие или самые крутые как-то преодолевают поставленные на их пути рогатки. Но почему эти рогатки возникают, какова их природа? Ответов в программе – а большая часть гостей знакомы с этой проблемой не понаслышке – было дано множество.
Тут и недодуманные законы, создающие поле для коррупции, и рейдерство, которое зиждется на преступной связке милицейских с прокурорскими и судейскими, и несовершенство налоговой системы, и неграмотность населения в вопросах финансов и бизнеса….
Но вот, что мне представляется мне особенно важным.
Мне приходилось общаться со многими «малыми» бизнесменами и в России и в США. При всех различиях есть между ними одна общая черта: подчеркнутое чувство независимости, мол, мы сами себе хозяева. Но если в Америке с ее традициями вольнодумства эта публика не так уж и сильно выделяется, разве что на фоне сезонных сельхозработников из Мексики, то вот у нас она представляет потенциально взрывоопасную массу.
Конечно, российский предприниматель малого масштаба зависит и от чиновника, который дает на что-то разрешение, и от пожарника, и участкового, но это зависимость от внешних обстоятельств.
Внутри своего бизнеса он волен принимать собственные решения, без оглядки на начальство. Его решения – это судьба его бизнеса, судьба его семьи, и его собственная. По сравнению, скажем, с «офисным планктоном», да вообще с любыми служащими, предприниматель имеет гораздо больший маневр, большую свободу решений и действий. Но и несет несоизмеримо большую за них ответственность. Так закаляется дух, укрепляется чувство собственного достоинства, появляется независимость суждений.
И все это происходит в России с ее застарелыми традициями вертикальной монополии на власть.
Из какой бы среды не появился во власти чиновник (пусть даже с полномочиями всего лишь «станционного смотрителя»), в нем неизменно срабатывают все те же инстинкты нетерпимости к независимым суждениям, независимым личностям. Не исключаю, что даже просто на подсознательном уровне.
А если на сознательном?
Очень точно, на мой взгляд, подметил один из читателей этого блога:
«Для людей дела не так страшна личная смерть как утрата именно ДЕЛА.
А дело материализуется в виде собственности. Именно поэтому никто больше предпринимателей не заинтересован в создании правового, демократического общества. Именно поэтому чиновники в вертикали власти против предпринимателей».
Совершенно верно, «малые» предприниматели – это основа среднего класса, который характеризует не только уровень дохода, но и своя культура отношений с государством.
От государства этот класс ждет не помощи, которую в том или ином виде распределяет по своему усмотрению чиновник, а защиты своих прав, которые принадлежат ему по закону. И чем больше этот класс свободных, независимых людей, тем меньше места остается для чиновничьего произвола, в том числе и коррупции. Это вам не узкая группа «олигархов», которую нетрудно было построить, посадив за решетку пару знаковых фигур. В развитых странах Запада «малые» предприниматели насчитывают миллионы человек.
И вот представьте себе, как оно может выглядеть, если эти миллионы появятся и у нас, да еще начнут объединяться в группы, ассоциации, начнут публично выступать, что-то требовать, возмущаться и пр. и пр.
Ну и что, нужно все это нашему чиновному сословию?
Не говоря уже о природно российском: чтобы что-то улучшить, чтобы что-то заработало, чиновнику нужно, как минимум, поднять собственный зад. А оно ему надо?
В условиях вертикали ответ на оба вопроса отрицательный, поскольку над одним чиновником стоит другой, точно такой же.
Перед ним и ответ держать.
А не перед нами - быдлом, которое еще иногда называют народом.