Михаил Златковский, «НИ» |
Россия еще не вышла из финансово-экономического кризиса, заявил в пятницу глава правительства Владимир Путин. По его словам, отечественные предприятия все еще нуждаются в государственной поддержке и антикризисных мерах. Заявление премьера совпало с появлением нового, весьма оптимистичного рабочего прогноза Минэкономразвития, которое повысило ожидаемые темпы роста экономики на ближайшие три года. По словам экспертов, объем ВВП, на приращение которого так рассчитывают власти, не отражает реального положения дел. Он может быть и высоким, но нынешнее качество российского ВВП не позволяет говорить о стабильном и благополучном состоянии нашей экономики.
По словам Владимира Путина, ответ на вопрос о выходе из кризиса принципиален, поскольку предполагает практические выводы. «Если мы считаем, что вышли из кризиса, то тогда мы должны прекращать выполнять различные антикризисные программы, например, программу поддержки автопрома, в том числе программу утилизации старых машин, потому что программа утилизации, кроме того, что помогает людям приобрести новые машины, в значительной степени рассчитана на поддержку российского автопрома, – пояснил глава правительства. – Если же считать, что рынок еще не восстановился и покупательная способность граждан еще не восстановилась, то мы должны продолжать эти меры поддержки. Мы считаем, что мы должны продолжить эти программы». Тем самым премьер признал, что отечественные предприятия все еще пребывают в состоянии кризиса.
Между тем официальные прогнозы правительства настраивают совсем на иной, оптимистичный лад. В конце прошлой недели стал известен последний рабочий прогноз Минэкономразвития, в котором министерство повысило ожидаемый уровень роста экономики в 2011-м и последующих годах. Если в этом году рост ВВП должен составить 4%, то в 2011-м – 4,2% (ранее – 3,4%), в 2012-м – 3,9% (3,5%), в 2013-м – 4,5% (4,2%). Цифры говорят о том, что нас ожидает последовательный подъем. Однако это только прогноз, и чего он может стоить, наглядно демонстрирует представленный в прошлую пятницу отчет Счетной палаты. В нем говорится, что в 2009 году Минэкономразвития не смогло обеспечить своим прогнозам приемлемый уровень достоверности. «Отклонение по ВВП составило 14,6% при допустимом значении – 0,5%», – сообщил зампред Счетной палаты Валерий Горегляд на коллегии ведомства. Отклонение по прогнозу инфляции в 2009 году составило 0,3% при допустимом отклонении ноль. Еще более значительным было несовпадение планов и реальности по инвестициям – 30,8%, тогда как допустимое отклонение – 1,5%. Напомним, в 2009 году Минэкономразвития несколько раз меняло свой прогноз по ВВП: от первоначального роста на 6,7% к падению на 2,2%, а потом и на 8,5%. В итоге спад экономики составил 7,9% – худший показатель за последние 15 лет.
По словам заместителя директора Института экономики РАН Дмитрия Сорокина, выход из кризиса считается завершенным, когда экономика достигает докризисного состояния по объему и ряду других показателей. Причем если одни показатели, например размер ВВП, реальные доходы населения, у нас восстанавливаются довольно быстро, то по другим (промышленный рост, инвестиции в основной капитал) мы еще далеки от прежнего уровня. Но самое печальное, что мы попали в мировой финансово-экономический кризис, не успев полностью оправиться от собственного кризиса 1991 и 1998 годов. «С 1999 по 2008 год мы проходили фазу оживления, то есть возвращения к докризисному уровню 1990 года. В 2008-м мы превзошли его по объему ВВП, по реальным располагаемым денежным доходам населения, но промышленность не достигла докризисного уровня на 25%, причем машиностроение на 40%, – сообщил «НИ» эксперт. – Поэтому, даже восстановив уровень 2008 года, мы все еще не выйдем из кризиса 1990-х годов».
По словам г-на Сорокина, уделяя слишком много внимания размеру ВВП, мы повторяем ошибки советских времен, гонимся за объемами и валовыми показателями. На деле же, помимо размера ВВП, немалую роль играет его качество. «20% нашего ВВП создается в торговле, для сравнения: в США это 12%. Наше сельское хозяйство не восстановилось от кризиса 1990-х на 20%. У нас на 30% меньше, чем тогда, производится яиц, на 40% – молока. То же самое по зерну и прочему продовольствию. Если бы мы в нынешний засушливый год потеряли от уровня 1990-го, нам было бы намного легче», – посетовал эксперт. По его словам, все последние годы структура нашей экономики последовательно смещалась в сторону сырьевой ориентации. Получается, что экономика растет в основном за счет нефти, а необходимых людям продуктов и товаров мы все еще производим недостаточно.
Владимир Путин, оценивая действия правительства в кризисный период, признал, что следовало бы уделять больше внимания наращиванию экономических мощностей, ориентированных не на внешний, а на внутренний рынок. Действительно, если добыча нефти у нас даже в самом тяжелом 2009 году ухитрилась вырасти, пусть и всего на 1%, то машиностроение, ориентированное на своего потребителя, провалилось более чем на 30%. «Экономический рост организуют предприниматели, а им наш внутренний рынок экономически менее интересен, чем внешний, – пояснил г-н Сорокин. – У нас 45% населения по официальной статистике относятся к малообеспеченным либо живущим за чертой бедности, а ведь именно население предъявляет конечный спрос. Чтобы изменить ситуацию, необходимо создать систему, при которой развивается конечный внутренний спрос. А это как раз задача правительства».