Сводный хор «Единой России» перекрыл не слишком стройные голоса протеста Евгении Чириковой, Юрия Шевчука, Сергея Удальцова, Сергея Митрохина и прочих сторонников неприкосновенности Химкинского леса. Вчера пресс-служба партии власти распространила информацию об обращении единороссов к президенту Дмитрию Медведеву с предложением «тщательно разобраться в ситуации», складывающейся вокруг строительства новой магистрали Москва--Санкт-Петербург, и, возможно, изменить проект трассы, пустив ее в обход лесополосы. Несмотря на то что заявление «Единой России» существенно запоздало -- не только коммунисты и «яблочники», но даже и конкурирующая с «медведями» в непрерывной демонстрации лояльности власти «Справедливая Россия» успела высказаться в защиту леса, -- очевидно, что резонанс от него вышел посильнее, чем от воскресного митинга-концерта оппозиционеров на Пушкинской площади. Вечером в своем видеоблоге глава государства сообщил, что принял решение приостановить реализацию постановления правительства о строительстве автодороги через Химкинский лес до проведения новых общественных и экспертных обсуждений.
Г-н Медведев отметил, что принял это решение из-за сильного общественного резонанса и большого количества обращений граждан и политических партий. «Несмотря на то что было принято отдельное решение правительства о строительстве автодороги, несмотря на то что оно было рассмотрено нашей судебной системой и были вынесены решения по этому вопросу, наши люди, включая представителей политических партий -- от правящей «Единой России» до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги, говорят о том, что оно требует дополнительного анализа», -- заявил президент. Глава государства считает, что повторное обсуждение проекта трассы в обход Химок вполне уместно «с учетом обеспокоенности и обращений». «Это будет правильно для того, чтобы расставить точки над i», -- подчеркнул Дмитрий Медведев.
«Обалдеть!» -- это восклицание лидера Движения в защиту Химкинского леса Евгении Чириковой, процитированное вчера информагентствами, весьма точно отражает первую реакцию не только «зеленых», но и многих не слишком интересующихся экологией россиян на заявление спикера Госдумы и председателя высшего совета «Единой России» Бориса Грызлова о необходимости более серьезно и с привлечением экспертов проанализировать проект строительства трассы. Г-н Грызлов, а вслед за ним и секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин напомнили, что в самой партии власти есть разные мнения относительно того, стоит ли новая магистраль загубленной лесополосы. Но высокопоставленные единороссы призвали «дистанцироваться от экономических интересов и политических пристрастий». «Мы считаем, что будет более правильно привлечь экспертное сообщество, изучить этот вопрос и уже после этого принять окончательное решение. Нужна объективная картина», -- заявил г-н Володин, уточнив, что именно в поисках объективного подхода партия апеллирует к президенту и готова принять любое его решение.
Эти заявления удивительны не столько потому, что представители партии власти были солидарны с федеральными чиновниками в течение последних двух месяцев, когда борьба за сохранение Химкинского леса вступила в активную фазу. В независимых экологах единороссы склонны были видеть в первую очередь оппозиционеров, пытающихся скрыть в листве свои политические амбиции, и даже экстремистов. И вроде бы такая позиция была естественной для партии, лидером которой является премьер Владимир Путин, санкционировавший строительство трассы и вырубку просеки. Политическая необходимость апеллировать к Дмитрию Медведеву выглядит, по крайней мере внешне, почти капитуляцией «Единой России» перед той частью гражданского общества, с которой сама власть предпочитает общаться в судах на языке ОМОНа и Кодекса об административных правонарушениях.
Во всяком случае, такой поступок единороссов выглядит теперь двусмысленно по отношению к их лидеру. Видимо, понимая это, Вячеслав Володин подчеркнул, что партия не ставит под сомнение позицию премьер-министра, тем более что законность его решения о прокладке трассы подтвердил Верховный суд, в котором безрезультатно пытались оспорить постановление правительства защитники Химкинского леса. «Мы не ставим под сомнение точки зрения. Мы используем возможности партии как политической силы. Видя сомнения граждан и своих коллег, мы просим президента разобраться в ситуации», -- заявил г-н Володин. По его мнению, только объективный анализ с привлечением экспертов позволит удержать ситуацию «в рамках правового поля».
В любом случае, как подчеркивают источники "Времени новостей", решение приостановить процесс строительства было заранее согласовано с Владимиром Путиным (скорее всего даже до того, как единороссы узнали, что им предстоит выступить с такой инициативой) -- президент и премьер признали целесообразность такого шага.
Заключение экспертов партия власти, судя по всему, тоже готова предоставить. Руководитель общественного совета по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом при президиуме исполкома «Единой России» Алексей Чеснаков заявил вчера, что ситуация вокруг Химкинского леса будет обсуждаться с привлечением специалистов из природоохранной сферы и транспортной отрасли уже 30 августа.
Свой вариант решения проблемы готовит и входящий в руководство «Единой России» мэр Москвы Юрий Лужков. Как сообщил вчера префект Северного административного округа столицы Олег Митволь, градоначальник распорядился подготовить альтернативные проекты трассы, призванной стать дублером перегруженного Ленинградского шоссе, и пройти от МКАД до деревни Черная Грязь. Один из проектов предполагает, что магистраль пройдет через расположенный уже за Химками, но административно входящий в состав Москвы район Молжаниново. Г-н Митволь заверил, что после того как мэр столицы, являющийся противником вырубки Химкинского леса, одобрит альтернативные проекты, всю документацию «планируется направить в аппарат правительства РФ».
Отошедшие от первого шока защитники Химкинского леса откликнулись на заявления «Единой России» чуть ли не благодарственными репликами, назвав обращение партии к президенту «правильным политическим ходом». «Зеленые» из Химок напомнили, что они не являются политической организацией и что у защитников леса нет единых политубеждений, поэтому они открыты к сотрудничеству с любыми партиями и движениями. Евгения Чирикова заявила, что именно так и должна была поступить правящая партия -- «прислушиваться к мнению народа, к мнению простых людей». В беседе с корреспондентом «Времени новостей» активист Движения в защиту Химкинского леса Ярослав Никитенко даже оптимистично предположил, что подобные действия партии власти могут свидетельствовать об изменениях в большой российской политике. «Мы все знаем, как принималось решение о строительстве трассы через Химкинский лес, и понимаем, что изменить что-то могут только в самом верху», -- заявил он, поддержав единороссов в том, что арбитром они выбрали президента Медведева. «Главное, чтобы это был не простой пиар-ход «Единой России» и чтобы маршрут действительно изменили», -- подчеркнул г-н Никитенко.
Напор, с которым единороссы вчера продвигали информацию о своей инициативе и множили положительные отзывы на нее экологов и общественников, свидетельствует о том, что пиар-эффектом партия власти намерена насладиться в полной мере. Но "зеленые" склонны считать, что единороссы на самом деле готовы к диалогу с гражданским обществом и пытаются стать мостиком между независимыми экологами, Кремлем и Белым домом.
Доверчивость защитников Химкинского леса, которые, приняв на себя статус «несогласных», уже успели в полной мере испытать административно-правоохранительное давление власти и нескрываемое презрение со стороны близких к «Единой России» лоялистских молодежных движений, пожалуй, удивительна не менее внезапного экологического крена единороссов. Тем более что первый подготовительный этап строительства новой магистрали уже почти завершен. Источник в одном из федеральных ведомств сообщил «Времени новостей», что просека через Химкинский лес по всей длине этого участка будущей трассы (около 20 км) уже прорублена. Строительство дорожного полотна еще не началось, но должно начаться в этом году. Но защитники Химкинского леса подчеркивают, что прорубленная за последние недели просека пока гораздо уже проектной. Ее ширина колеблется в разных местах, но нигде не превышает 80 метров, в то время как по проекту должна составлять 150 метров. «Наши эксперты, ученые и представители «Гринписа» считают, что Химкинскому лесу еще не нанесен непоправимый урон, -- говорит Ярослав Никитенко. -- Поэтому еще не поздно пересмотреть проект. Лес перестанет существовать, когда через него проложат асфальт».
Решение об асфальте явно будет приниматься в зависимости от того, какую экспертную позицию поддержат Белый дом и Кремль и найдут ли они компромисс. Президент Медведев, сделавший публичный шаг навстречу защитникам Химкинского леса, не стал дальше обнадеживать «зеленых». В своем выступлении он заявил, что судьба новой магистрали зависит от экспертных обсуждений. «Я не предрешаю их результат», -- подчеркнул глава государства.
Впрочем, трудно себе представить, чтобы, вырубив пусть даже половину требующейся под трассу площади, власти признают подписанное главой правительства решение ошибкой. Тем более что пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков недавно заявлял, что все решения по проекту приняты и новых не планируется.