Николя Саркози в Брюсселе на недавней встрече глав 16 европейских стран призвал к обузданию долгового кризиса |
Последствия паники, начавшейся в Афинах и достигшей американского фондового рынка, ощущаются во всех секторах мировой экономики. То, что начиналось как опасения относительно состоятельности одной из самых маленьких экономик Европы, быстро приобрело всемирный масштаб. К сегодняшнему дню нервозность инвесторов заставила Бразилию сократить выпуск облигаций. В это же время процентные ставки взлетели вверх, что ослабило азиатские валюты, например корейскую вону. В целом в мире десять крупных компаний, планировавших эмиссию акций, отложили эти планы (это наихудший показатель за период с октября 2008 года).
Охватившая мир нервозность угрожает замедлить восстановление экономики США, где уже было наметилась тенденция к сокращению безработицы после самой глубокой рецессии со времен Великой депрессии. Падение стоимости акций и уменьшение кредитования могут также сказаться замедлением роста потребительского спроса.
«Это не только европейская проблема. Сейчас ее последствия ощущаются в США, Японии и Великобритании», — говорит Иэн Келсон, руководитель лондонского фонда ценных бумаг T. Rowe Price. Кризис угрожает Европе такими серьезными последствиями, что лидеры 16 стран, входящих в валютный союз, предприняли срочные шаги для спасения ситуации.
Всего через несколько часов, после того как было объявлено о решении выделить один триллион долларов на стабилизационные меры, центральные банки начали скупать государственные облигации стран, входящих в зону единой валюты. Правительства европейских стран надеялись на то, что размер стабфонда (957 млрд долларов) подаст сигнал Греции, Португалии и Испании о решимости не допустить развала финансовой системы (по примеру США, выделивших для спасения своей экономики 700 млрд долларов).
В результате курс евро по отношению к доллару устремился вверх, рынки возобновили рост, и страховые премии по греческим и другим европейским государственным облигациям резко снизились. Но аналитики указывают, что, несмотря на принятые меры, резко снизить общий объем задолженности не удалось и что нервирующая рынки неопределенность может вновь возникнуть, если европейские страны не сумеют сократить объемы заимствований.
«Для восстановления доверия к евро в долгосрочной перспективе необходима демонстрация решимости Евросоюза укрепить финансовую дисциплину», — пишет в меморандуме для инвесторов главный экономист германской страховой компании Allianz Михаэль Хайзе.
Круги опасений в связи с европейским кризисом расходятся по биржевым площадкам мира далеко за пределы Европы. Десять лет назад от девальвации таиландской валюты до момента, когда цепная реакция вышла за пределы Азии и объявившей дефолт по своим долгам России, прошло больше года. Тогда, в конце концов, на грани падения оказался крупнейший американский хедж-фонд Long-Term Capital Management. Сейчас эпицентр кризиса перемещается из страны в страну практически в мгновение ока, и рынки реагируют одновременным обвалом всего подряд — от португальских облигаций до американских «голубых фишек».
«Буквально до прошлой недели все были уверены, что пока экономика развивается и появляются новые рабочие места, ничего серьезного случиться не может, — говорит управляющий инвестиционного фонда Pimco Уильям Х. Гросс. — Теперь же всех вновь охватил страх».
В то время как причиной кризиса послужили греческий необъятный бюджетный дефицит и риск того, что Португалия и Испания могут объявить о дефолте, кризис обнажил также и более глубокие опасения относительно надежности госзаймов таких крупных стран, как Великобритания, Германия и даже Соединенные Штаты.
«Возможно, ситуация в Греции подает сигнал тревоги всем, — считает Байрон Уайен, вице-председатель правления компании Blackstone Advisory Partners. — Соединенные Штаты далеко не в таком же положении, как Греция, но правда и то, что все развитые страны в последние годы жили не по средствам, и теперь наступает час расплаты».
В подготовке материала принял участие Джеймс Кентер